Из чего построить гараж

Виды блоков для гаража

Первое, что придется решить перед началом строительства гаража: какой материал вы будете использовать. Прочных материалов для строительства довольно много: кирпич, бетон, железо, древесина, пеноблоки. В последнее время именно блоки для строительства гаража используются чаще всего. Это обусловлено приемлемой стоимостью и практичностью. Но пеноблоки тоже бывают разные, давайте разберемся в их особенностях.

Гараж из пенобетона

Пенобетон – это смесь цемента и пены, которую изготавливают с помощью специального оборудования. Пузырьки воздуха равномерно распределяются по всему объёму блока и образуют маленькие ячейки. Плотность у пенобетона разная, она варьируется от 200 до 1200 кг/м³, что говорит о прочности и надежности материала.

Выделяют три основных вида пенобетонных блоков, на основе плотности:

  • D200-500 – такие блоки чаще используют для теплоизоляции, они не очень прочные, но обладают низкой теплопроводностью;
  • D500-900 – блоки используются в постройке жилых многоэтажек, они высокопрочные и не позволяют уходить теплу;
  • D900-1200 – высокопрочные блоки, применяются в строительстве высотных зданий.

Гараж из шлакоблока

Шлакоблок один из самых недорогих материалов для строительства. Он изготавливается методом вибропрессования из золы, песка, щебня, гравия или ракушечника. Вяжущим веществом при производстве шлакоблоков является цемент. Помимо этого, шлакоблок может иметь добавки, которые увеличивают его теплопроводность (например, керамзит). Плотность таких блоков, как правило, варьируется от 500 до 2000 кг/ м³. Воспользуйтесь подсказкой при расчете расхода кирпича для гаража из шлакоблоков.

Шлакоблоки делятся на два вида:

  • пустотелые (12-14 кг);
  • полнотелые (15-28 кг).

Гараж из керамзитобетонных блоков

Технология изготовления керамзитобетонных блоков похожа на производство пенобетона, но в составе обязательно присутствует керамзит. Благодаря ему, керамзитобетонные блоки легкие и очень пористые. Такие блоки имеют хорошую теплоизоляцию и почти вечны.

Керамзитобетонные блоки бывают трех видов:

  • теплоизоляционные;
  • конструктивно-теплоизоляционные;
  • конструктивные.

Гараж из газобетонных блоков

Газобетонные блоки изготавливают из гипса, песка и специального газообразователя. Их структура похожа на пенобетон, но с гораздо меньшими порами. Это обеспечивает газобетону правильную ровную форму, плотную структуру и небольшой вес. К тому же блоки из газобетона хорошо поддаются резке, им легко придать необходимую форму. Помимо этого, они обладают огнеупорными свойствами.

Постройки из газобетона долговечны и экономны. Однако требуют обязательного армирования для того, чтоб предотвратить растрескивание при усадке.

Гараж из газосиликатных блоков

Газосиликатные блоки с газобетонными похожи. Однако и отличия у них есть. Во-первых, основным связывающим элементом в газосиликатных блоках является известь. Благодаря извести, такие блоки, в отличие от других пеноблоков – белого цвета. Во-вторых, в производстве обязательно используется технология автоклавирования. Плотность газосиликата от 300 до 900 кг/м³. Он хорошо сохраняет тепло, имеет гладкую ровную поверхность и обладает высокой огнестойкостью.

Что выбрать?

Все перечисленные виды пеноблоков не имеют принципиальных отличий. Различаются они тонкостями в производстве и ценой. Поэтому выбор остается только за вами исходя из финансовых возможностей и личных предпочтений.

Шлакоблок, как и пенобетон требуют дальнейшей внешней отделки, которая защитит материал от влаги и ветра. Газобетон и газосиликат более устойчивы к погодным условиям, но как правило, все равно штукатурятся.

Сколько стоит постройка гаража

В любом случае, окончательное решение о технологических особенностях строительства надо принимать коллегиально со строителями. Для того, чтобы избежать лишних расходов и получить оптимальный результат, следует заранее уточнить, сколько стоит построить гараж из того или иного материала. Цена строительства зависит от множества факторов:

  • Расстояние до пункта базирования организации-подрядчика.
  • Размеры и особенности конструкции гаража.
  • Гидрогеологические условия участка, технология строительства.
  • Используемые материалы.

Наиболее качественный и быстрый результат можно получить только при контактах с крупными организациями. Они обладают всеми необходимыми ресурсами, имеют нужную технику, людей и оборудование. Заключая договор с небольшими фирмами, надо быть готовым к постоянным нестыковкам и необходимости решать массу дополнительных вопросов и проблем, возникающих из-за низкой оснащенности подрядчика.

Солидная фирма в состоянии принять заказ на возведение постройки «под ключ», с момента создания проекта, до стадии «перерезания ленточки». Цены у подобных организаций выше, чем у различных бригад, но эти расходы не будут увеличены, деньги не пропадут зря.

Цена строительства зависит от множества факторовИсточник stroy-podskazka.ru

  • Дешевле всего обходятся брусовые гаражи – около 9-10 тыс руб/м². Но необходимость выдержки делает такой выбор нецелесообразным, а использование стабилизированной древесины значительно увеличивает цену.
  • Строительство из блоков обойдется в 12-13 тыс/м², примерно так же стоит работа с панелями.
  • Газобетонные гаражи дороже – 15-16 тыс/м².
  • Кирпичные стены бьют все рекорды – от 20 тыс/м².

Это примерные данные, в разных организациях стоимость может отличаться от указанных расценок, но сделать приблизительный подсчет они позволяютИсточник zen.yandex.ru

В видео можно увидеть строительство каркасного гаража:

Что предлагают производители

Постройка состоит из следующих конструктивов:

  • Фундамент.
  • Стены.
  • Кровля.
  • Ворота.
  • Отделка.

Разберем каждый пункт отдельно, постараемся подобрать для каждого конструктива наиболее экономичный вид материала.

Фундамент

Сборный фундамент из блоков ФБС

Под гараж обычно подводят ленточное основание (см. Ленточный фундамент под гараж своими руками).

Делают его из нескольких видов материала:

  1. Сборные железобетонные блоки.

Преимущества такого фундамента в быстроте монтажа, прочности и надежности. Из них также можно выложить подвал в гараже или смотровую яму. Но цена блоков довольно высока, чтобы их привезти и смонтировать, придется нанимать дорогостоящую технику, специалистов по работе с краном и монтажу железобетона.

Этот вариант хорош в том случае, когда есть в наличии блоки, бывшие в употреблении, друг работает на кране и готов помочь за символическую плату, а владелец стройки имеет навык и опыт монтажных работ.

  1. Бетон, заливаемый в установленную опалубку с обязательным армированием.

В этом случае потратится придется только на цемент и песчано-гравийную смесь, для опалубки используют любой подходящий материал: доски б/у, щиты, фанеру, металлические листы, то есть все, что может оказаться под рукой. Для армирования также можно найти бывшую в употреблении арматуру, сетки или любой металлический профиль, сгодятся куски или обрезки, которые связывают между собой в единую конструкцию.

Монолитный железобетонный фундамент под гараж

Изготовить бетонную смесь можно вручную или при помощи небольшой (на 0,5 м3) растворомешалки, которая наверняка найдется у кого-нибудь из соседей по гаражу или друзей. Конечно, такой вариант займет определенное время и силы, но, как говорится, «свой труд не считается», если нужно сэкономить на материалах и работе.

  1. Кирпич или пено-, шлакоблоки.

Для изготовления такого фундамента самостоятельно необходим некоторый опыт и знания по кирпичной кладке, а наем специалиста будет стоить немало. Кроме того, поверхность блоков или кирпича потребует обязательной многослойной гидроизоляции от проникновения влаги и защиты материала от разрушения.

Итак, исходя из вышесказанного, делаем вывод, что самый выгодный по затратам фундамент для гаража – это «лента» из бетонной смеси, изготовленная и залитая своими руками.

Стены

Гараж из белого силикатного кирпича

Гараж относится к легким постройкам, и данный конструктив испытывает незначительные нагрузки – кровля и атмосферные осадки, поэтому здесь не нужны мощные, толстые стены.

Если гараж примыкает к дому, то вы можете сэкономить на одной стене, главное, правильно выполнить стык двух зданий. Мы не будет здесь развивать данную тему, инструкция по стыковке гаража с домом есть на любом строительном сайте.

Расскажем о недорогих материалах, из которых можно возвести стены:

Размеры строения (коттеджа, гаража, бани и др.)
Периметр стен, м
Высота стены, м
Окна и двери
Входная дверь, шт.
Ширина двери, м
Высота двери, м
Окна, кол-во шт.
Ширина одного окна, м
Высота одного окна, м
Выберите строительные материал и кладку
Вид материалаКерамзитобетонные блоки, кладка в 0.5 блока, стена 20 см.

Керамзитобетонные блоки, кладка в 1 блок, стена 40 см.

Шлакоблоки, кладка в 0.5 блока, стена 20 см.

Шлакоблоки, кладка в 1 блок, стена 40 см.

Облицовка из кирпича, толщина 0.5 кирпича или 12 см.

Облицовка из утолщенного кирпича, толщина стены 0.5 кирпича

Итак, теперь вы знаете какое количество керамзитоблоков или шлакоблоков необходимо на ваше строение. Сейчас при помощи несложных расчетов на обычном электронном калькуляторе, вы можете узнать общую денежную сумму за все необходимые на коттедж или гараж блоки. Но эти материалы очень гигроскопичны, поэтому придется обшивать гараж снаружи для защиты от атмосферного воздействия, что потребует дополнительных затрат.

Из металлопрофиля

Гараж из металла также часто возводят люди, желающие как можно быстрее спрятать от непогоды и людских глаз своего железного коня. 

Фундамент

Если вами приобретен фабричный металлический гаражный блок, то остается забетонировать площадку и установить его на неё.

Несколько иная картина складывается при строительстве металлического гаража. Он отличается сравнительно небольшой массой, а это позволяет ускорить процесс его возведении за счет более простого устройства фундамента.

Первым делом нужно определиться с размерами будущего строения. Для того чтобы подсчеты были верными, нужно учитывать при его проектировании не только ширину автомобиля, но и удобство нахождения в помещении в то время, когда там будет припаркован автомобиль. По этой причине погоня за миниатюрностью неуместна. Допустим, что вы сделали узкий гараж из расчета, чтобы вам можно было открыть водительскую дверь, и выйти из автомобиля. Придя за машиной, вы обнаруживаете, что спустило колесо с другой стороны автомобиля, и добраться до него невозможно.

В зависимости от выбранной конструкции постройки делается фундамент. Чаще всего по углам бетонируются в заранее вырытых ямах металлические уголки (профилированные трубы, швеллера). В дальнейшем они служат основой, к которой крепятся другие детали каркаса, а после возведения гаража пол заливается бетонной стяжкой.

Более прогрессивный метод подразумевает заливку мелкозаглубленного фундамента с фиксацией в нем металлических деталей для последующей надежной фиксации несущей конструкции. Бетонную стяжку удобней делать пока нет стен, а потом уже браться за изготовление скелета. Подробнее о таком фундаменте вы можете прочитать в этой статье. 

Изготовление каркаса

Первым делом изготавливается нижняя часть каркаса, которую нужно приварить к «закладным», забетонированным в фундаменте. Если это момент упущен, то придется для крепления воспользоваться анкерами.

Следующим этапом будет установка вертикальных стоек на длинных сторонах гаража с интервалом 1,5 м. Лишь после этого можно приступать к закреплению верхней части каркаса.

Обшивка стен и крыши

Для обшивки стен  используется профилированный лист. Этот же материал используется и для крыши. Если есть желание, то можно накрыть крышу металлочерепицей. 

Утепление

Гараж из металла имеет существенный недостаток – зимой он холодный, а летом разогревается как печка. Однако, ситуация поправима

Такое помещение можно утеплить различными способами, только важно помнить о том, что для работы в таком помещении зимой потребуется отопление

В видео, представленном ниже, вы сможете узнать как можно самостоятельно изготовить гаражные ворота:

https://youtube.com/watch?v=5WEpOnTbuao

Выбор проекта для гаража

Прежде чем выбрать, из какого материала построить гараж, необходимо хотя бы по фото определится с проектом будущего строения. Возможно, после того, как вы проанализируете свои возможности, вы точно ответите на вопрос, из чего же вам построить дешевый гараж.

Место

Встроенный. Если у вас небольшой пустой участок земли, но в планах есть желание построить добротный коттедж, то можно смело рассматривать строительство гаража в цокольном этаже будущего дома. Основное преимущество – экономия строительных материалов, ведь потолок у гаража – это перекрытие первого этажа, а сами стены являются продолжением фундамента. К тому же этот вариант позволяет обойтись без отопления. Главная проблема этого варианта заключается в том, как обеспечить надежную гидроизоляцию, а также как изолировать первый этаж от проникновения паров бензина и выхлопных газов. Еще немаловажная проблема – как защитить гараж от осадков, так как отметка пола намного ниже уровня почвы. Гараж в цокольном этаже очень выгоден, если участок находится намного выше, чем отметка улицы. А еще, хоть это и бывает редко, для гаража используют не цокольный этаж, а часть первого этажа, тогда это помещение становится довольно органичной частью дома, так как в основном, оно имеет соединение с жилыми помещениями. Встроенный гараж обязательно должен иметь огнестойкое перекрытие и защитный шлюз из негорючих материалов – через него осуществляется связь с другими помещениями

Особое внимание нужно уделить отоплению, так как его установка должна исключать возможность возгорания паров горючего и обеспечить качественную бесперебойную вентиляцию даже при закрытых воротах. Все это необходимо предусмотреть на случай случайного возгорания, чтобы огонь не перекинулся на дом

Все легковоспламеняющиеся жидкости нужно хранить в плотно закрытых металлических ящиках (в принципе, как и в любом другом гараже).
Пристроенный гараж. Если на дачном участке уже есть дом, то гараж можно пристроить к нему. Это тоже экономный вариант, так как гараж будет иметь одну общую стену с домом и, скорее всего, удобнее будет, если вы сделаете общую крышу на два помещения. Пристроенный гараж не должен быть смежным со спальней, лучше, чтобы он граничил с нежилыми комнатами. Преимущества пристроенного гаража – все коммуникации рядом и не надо опасаться подтопления. Минусы – если вы подведете канализацию и водопровод, то желательно завести и отопление, так как зимой не исключены проблемы из-за холодов. Можно гараж пристроить к бане, сараю, мастерской или другой хозпостройке.
Отдельно стоящий гараж. Выбор места для строительства гаража зависит только от собственных индивидуальных предпочтений. Желательно такую постройку располагать как можно ближе к ограде участка, так как размещение ее в глубине участка совершенно нелогично – это займет больше места, так как нужно будет проложить подъездной путь через весь участок. В идеале ворота гаража нужно расположить вровень с забором, чтобы они «выходили» прямо на улице. Это самый приемлемый вариант, так как гараж совершенно не мешает дачному участку. Минус такого строительства – оно занимает определенное место на участке, необходимо дополнительно утеплять гараж, еще – много потратить средств на стройматериалы, а также в необходимости дополнительно прокладывать все коммуникации. Зато есть и огромный плюс – благодаря тому, что гараж стоит далеко от жилого помещения, опасность его возгорания в случае пожара минимальна.

Размер

Размер построенного гаража не должен быть впритык к автомобилю. Стандартное место для машины представляет собой территорию размером три на шесть метров. При этом расстояние от стен гаража до дверей авто не должно быть менее 70 сантиметров, а до радиатора – менее 50 сантиметров.

Если необходимо сэкономить место в гараже, то проем ворот нужно немного сместить влево (для удобства водителя). Ширина ворот равняется 2,5 метров, но вполне допустим размер и 2,3 метра при высоте 1,8-2 метра. Но если вы планируете изготовить ворота на заказ, то можете подобрать любые интересующие вас размеры.

Не забудьте о площадке перед гаражом – ее либо бетонируют, либо выкладывают плиткой. Можно сделать подъезд для машины вместе со стоком для воды – в таком случае здесь можно будет мыть авто.

Кирпичный гараж

Красивые стены получаются из глиняного лицевого и фасадного клинкерного кирпича. Красивые — надолго: глина не выцветает. Рядовой кирпич проще, но и дешевле. Несущую конструкцию способен образовать любой вид. Уменьшит вес гаража использование пустотелых элементов.

Прочие сильные стороны глиняного кирпича:

  • экологичность;
  • пожаробезопасность;
  • прочность;
  • кислотостойкость;
  • слабое водопоглощение;
  • способность выдержать многократные замерзания и оттаивания.

Обратная сторона низкого водопоглощения — необходимость применения специальных растворов для кладки и привлечения умелых рук квалифицированного каменщика.

Глиняный кирпич можно включать в состав фундамента, что недопустимо для «кирпича» силикатного.

Этот искусственный камень, в целом, плотнее глиняного, но воду впитывает сильно и химической агрессии противостоит слабо.

Для возведения в гараже стены своими руками, силикатные кирпичи (а это песок с известью и искусственными пигментами) вполне хороши и даже имеют преимущества перед глиняными:

  • стоят дешевле;
  • «терпимы» к некачественному укладочному раствору, вызывающему «высолы» — на глине;
  • элементы однотонны даже из разных партий.

СПРАВКА. Кирпичная кладка может нуждаться в доборных элементах.

Возведение коробки – собираем «скелет» и обшиваем его

Теперь, когда основание готово, нужно сделать каркас. Работу начинаем с укладки нижней обвязки по периметру фундамента. Для этого используем брус сечением 100х100 мм, закрепляем его на бетоне при помощи анкеров. Между собой соединяем брус в углах «в полдерева» и скрепляем саморезами и уголками.

Далее устанавливаем стойки 100х100 мм по углам строения и выравниваем по вертикали. Для крепления стоек к нижней обвязке используем шурупы и стальные уголки. Дополнительно укрепляем стойки подкосами, которые можно сделать из досок толщиной 20-30 мм. Сразу же все угловые стойки связываем сверху обвязкой из бруса 100х50 мм. После этого устанавливаем стойки вдоль стен с шагом 600 мм. Стеновые стойки можно сделать из досок толщиной не менее 30 мм и шириной 100 мм. Фиксируем и укрепляем их так же, как и угловые стойки.

Затем со стороны въезда устанавливаем стойки 100х100 мм, к которым будут крепиться ворота, и соединяем их вежду собой балкой такого же сечения. В результате сформируется проем. Чтобы укрепить его, можно установить по периметру металлическую раму из уголка или швеллера.

Далее выполняем каркас кровли. Для этого укладываем на мауэрлат (верхнюю обвязку каркаса) стропила из досок 30х100 мм. Так как односкатная кровля будет подвергаться большой снеговой нагрузке, шаг между стропил делаем не более 40 мм. Чтобы надежней закрепить стропила, в мауэрлате делаем пропилы по толщине стропил. К торцам стропил по периметру прибиваем доску шириной 100 мм.

Теперь, когда каркас готов, сразу же можно обшить стены. Чтобы строение получилось теплым, пространство каркаса заполняем минеральной ватой в плитах. Этот утеплитель дешевле многих других теплоизоляционных материалов, но в то же время долговечен, пожаробезопасен и, главное, обладает низкой теплопроводностью.

Со стороны помещения стены обтягиваем пароизоляционной пленкой. Чтобы пароизоляция получилась герметичной, стыки полотен пленки делаем с нахлестом и проклеиваем двусторонней клейкой лентой. С наружной стороны стены точно так же обтягиваем ветро- влагозащитной мембраной и качественно герметизируем стыки.

Чтобы между обшивкой и пленками оставался вентиляционный зазор, к стойкам крепим обрешетку из деревянных реек толщиной не менее 20 мм. Для крепления реек используем обычные шурупы. Чтобы сэкономить, наружные стены не будем предварительно обшивать OSB плитами, а сразу установим сайдинг. Единственное, желательно использовать прочный металлический сайдинг.

Для крепления сайдинга по периметру стен снизу шурупами крепим стартовую планку, а также на все углы устанавливаем угловые профили. Затем панели сайдинга просто заправляем в угловые профили и крепим к обрешетке шурупами. С внутренней стороны гараж можно обшить любым листовым материалом, таким как фанера или OSB. Закрепить обшивку на обрешетке можно гвоздями или шурупами.

Где ставить гараж: практичный выбор

Если вы счастливый обладатель загородного участка, то, собственно говоря, у вас два варианта расположения этого объекта: на въезде или непосредственно рядом с домом.

Отдельно стоящий бокс проигрывает пристройке по многим параметрамФОТО: garazh-penal71.com

Обычно такой вариант выбирают, если обустройство дома и двора уже закончено и в его процессе не были предусмотрены подъездные пути к жилому строению. Если это так – то гараж ставят максимально близко к въезду на участок, возможно даже так, чтобы ворота открывались на улицу.  С другой стороны, такое расположение не заставит вас «заморачиваться» с усилением и балансировкой фундамента дома. А это всё делает сам бокс гораздо дешевле. Кстати, при обустройстве такого объекта на въезде помните о необходимом удалении от участка соседей. Все нормативы прописаны в законодательстве.

А вот гараж-пристройка – это уже дорогой, но шикарный вариантФОТО: cdn.realestatedaily.com

Он привлекателен тем, что в таком боксе будет тепло даже без отопления, в него проще провести коммуникации, а кроме того, вам не придётся бежать под проливным дождём от машины к крыльцу.

Из чего построить гараж?

Сегодня оправданным есть строительство из следующих видов материала:

  • кирпич;
  • конструкции из пеноблока;
  • шлакоблоки;
  • дерево;
  • сэндвич панели.

Стоит отметить, что эти материалы могут быть различного характера, т.е. быть временными и постоянными. Данное различие заключается в возможно легко разобрать конструкцию для перемещения её на другое место. Общим сходством является то, что для их строительства необходим фундамент, но выполняет он разную функцию. В случае с капитальным строением, фундамент нужен для передачи нагрузки от стен на землю, а во временных постройках – для выравнивания земли, чтобы на нее можно было устанавливать технические модули.

Узнайте в нашем материале, как правильно подготовить и покрасить автомобиль.

Плюсы и минусы материалов разных типов

Кирпич. При построении гаража важна не только финансовая составляющая, но и предназначение данной постройки. Если вы будете использовать гараж только в теплое время года, то утеплять стены нецелесообразно. При круглогодичном использовании надо делать подбор материал, отвечающего данным требованиям. Гаражи кирпичные, если их предварительно не утеплить, будут не лучшим вариантом для применения гаража круглый год. Кроме того, кирпичный гараж устанавливать стоит в кооперативах, что убережет от возможного проникновения злоумышленников. Гаражи из кирпича возводят и на свободной территории, но, в таком случае, придется позаботиться о достаточно толстых стенах строения (хотя бы шириной в один кирпич). Строительство гаража из кирпича – сложное дело, ведь нужны хотя бы минимальные знания в способах кладки.

Пенобетон. Данный вид материала достаточно популярный, постепенно вытесняющий привычные строения из кирпича. Это достигается за счет простого и удобного способа строительства данных объектов, глубокому энергосбережению и скорости кладки. Блоки из пенобетона или газобетона большого размера, при этом имеют легкий вес, что делает процесс постройки гаража простым делом. По завершении строительства обрабатывается наружая поверхность блоков грунтовкой (модульной, акриловой). Это нужно чтобы обезопасить гараж от воздействия влаги и других агрессивных сред.

Деревянный брус. Ещё немного времени назад, данный вид материала был непригоден для возведения гаражных конструкций, в виду того, что дерево считали пожароопасным материалом. Сегодня благодаря появлению действенных огнеупорных пропиток, деревянные гаражи стали привычным и обыденным делом. Главным достоинством данного материала считают внешний вид, благодаря которому запросто можно все постройки на своем участке выполнить в одном стиле. Помимо наружной обработки бруса, внутри применяют обделаку плитами из базальтовой ваты что улучшит огнестойкость и целостность постройки. При монтаже пола нужно заранее продумать утепление. Для этого используем керамзитовую стяжку, которой оббиваем пол. Данная процедура нужна для комфортного нахождения в гараже, и для сохранения кузова транспортного средства.

Сэндвич панели. Данный материал относится к категории быстровозводимых, что делает материал привлекательным для приобретения. В основе лежит каркас из металла, который в дальнейшем обшивают профнастилом. Для возведения утепленной конструкции оставляют некий зазор между стойками каркаса, в который помещается минватная плита. Сэндвич панели делятся на 2 типа:

  1. обычный сэндвич, обладающий различным утеплителем (пенопластовым, минватным и т.д.);
  2. OSB-листы с пенопластом.

Для возведения потребуются навыки работы со сварочным аппаратом и шуруповертом, поэтому самостоятельная сборка дело сложное. При покупке заказывают и монтаж конструкции, так что с этим проблем не будет. При возведении конструкции главным моментом считают правильно залитый бетонный пол. Ошибки в данной работе призводят к затруднениям при установке стен гаража, так что надо быть внимательными.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий