Пошаговое руководство по изготовлению смотровой ямы
Вы можете самостоятельно собрать смотровую яму. Это несложно, если следовать подробным инструкциям.
Как определить размер
При расчете площади поверхности смотровой ямы необходимо учитывать толщину стенок и грунта. Для таких расчетов необходимо вспомнить урок геометрии и обратиться к простой формуле, определяющей площадь поверхности — S=ah, где a — длина, а h — ширина ямы. Яма будет иметь размеры 75x185x300 см. Толщина бетонных стен и пола обычно составляет около 10 см. Расчет производится следующим образом: 0,85×3=2,55 м² — площадь приямка для смотровой ямы.
Комфортную работу в смотровой яме создает правильно рассчитанное пространство, т.е. его параметры должны быть удобными для габаритов находящегося в нем человека. Как правило, ширина ямы составляет от 70 до 75 см. Она достаточно широкая, чтобы вы могли свободно передвигаться в ней. Одинаковое расстояние между стенами облегчает управление автомобилем.
Яма также может быть шире, если она предназначена для больших автомобилей или грузовиков. Расстояние между внутренними сторонами колес у этих автомобилей гораздо больше (80-90 см).
Длина ямы зависит от размера гаража. Если размеры помещения позволяют, в яме можно установить лестницу. Длина ямы увеличивается на 100-120 см.
Глубина ямы с запасом для напольного покрытия.
Высота ямы составляет не менее 170-180 см. Эти размеры являются относительными, так как глубина зависит от роста владельца автомобиля. Человек не должен касаться дна ямы головой.
Глубина должна быть на 25-30 см больше, чем высота хосты. При таком расстоянии от основания до тела руки не так быстро устают, так как им позволено находиться в согнутом положении.
Материалы и инструменты
Обычно для строительства используются бетон, дерево, металл или кирпич.
Чтобы рассчитать необходимое количество бетона, используйте формулу для определения объема. Это делается путем умножения длины, ширины и высоты стены. Аналогичные расчеты производятся для пола.
Если для строительства ямы будут использоваться кирпичи, то, зная их параметры, легко рассчитать необходимое количество этого материала в штуках. Размеры красного кирпича составляют 250x120x60 мм.
При изготовлении контрольной ямы обязательно используйте следующие инструменты:
- лопата и лопата со штыком,
- лопаты для вынутой земли и бетонной смеси,
- лопаточкой,
- сварщик,
- ножовка.
Смотровая яма на улице для машины своими руками. Этапы строительства
Для того чтобы понимать, как сделать смотровую яму на улице, не попасть впросак и не переделывать или доделывать готовое сооружение, стоит тщательно продумать все требования которым должна соответствовать смотровая яма на улице для машины.
Расчет размеров
Для удобной работы, длина смотровой ямы не должна быть меньше двух метров. К этому размеру необходимо прибавить размеры сооружения для спуска — лестницы со ступенями или сварной стремянки.
Глубина ямы выбирается в соответствии с ростом того, кто будет пользоваться ею, плюс 20см до верха ямы. К этому размеру прибавляется 10см на засыпку пола щебенкой и заливку бетоном. Если предполагается, что пользоваться смотровой ямой люди разного роста, глубина должна быть рассчитана на самого высокого. Лучше подставить под ноги специальную подставку, чем работать согнувшись.
Ширина траншеи для устройства смотровой ямы выбирается в зависимости от расстояния между колесами обслуживаемого автомобиля (на 30 — 40см меньше). К этому размеру необходимо добавить двойную толщину стен самой ямы.
Порядок работы
Когда делается смотровая яма своими руками на улице, очень важно доскональное выполнение всех предусмотренных технологией этапов строительства. В котлован, выкопанный в соответствии с выбранными размерами, на пол укладывается слой щебенки и с помощью трамбовки тщательно уплотняется
В котлован, выкопанный в соответствии с выбранными размерами, на пол укладывается слой щебенки и с помощью трамбовки тщательно уплотняется.
Наличие воды не позволит комфортно пользоваться смотровой ямой, поэтому очень важно изготовить надежную гидроизоляцию. Ее можно выполнить из нескольких слоев полиэтилена или материалов на основе битума, изолировав пол и стенки от возможности проникновения влаги
Укладку гидроизолирующих полотен делают так, чтобы они на стыках перекрывали друг дуга на 15 — 20см и края выходили из ямы на грунт не менее чем на 25 — 50см.
Следующим этапом, толщиной 7 — 10см, с использованием армировочной сетки заливается бетонным раствором пол и после отвердения раствора возводятся стены.
На сухих грунтах для стен можно использовать кирпич, но если грунтовые воды подходят близко, то применяется только монолитный армированный бетон.
Во время кладки стенок ямы, нелишним будет устроить в них небольшие ниши для инструмента, крепежа или запасных частей.
При достижении необходимой высоты стенок ямы (чуть выше уровня грунта), на них сверху крепится сваренная из металлического уголка рама (уголком внутрь) для укладки досок предохраняющих от случайного падения в яму, когда она не используется. Для этого подойдут доски толщиной не менее 50мм. Дерево необходимо обработать любым составом предохраняющим от гниения и грибка или прокрасить отработанным маслом.
Вокруг готовой смотровой ямы заливается бетонная отмостка. Кроме того, лучшее решение — устроить над ямой навес защищающий от осадков. Если это невозможно, то необходима дополнительная водонепроницаемая крышка, по размеру минимум на 50см длиннее и шире чем построенная смотровая яма на улице.
Габариты смотровой ямы для индивидуального (частного) гаража
Ширину можно делать под индивидуальные особенности колесной базы, но это не самый лучший вариант, поскольку авто рано или поздно приобретают новое, что не исключает выбор в пользу отличной от старой модели. Ее габариты могут быть несколько иными. Оптимальным вариантом станет ширина в 75-80 см. Это исключит какие-либо проблемы в будущем, позволит проводить осмотр даже микролитражек.
Необязательно ограничиваться длиной «плюс» 1 метр к габаритам автомобиля. В индивидуальном строительстве можно брать и большие размеры. Если площадь гаража позволяет, то часто оборудуют капитальный и удобный спуск с хорошей стационарной лестницей, а не приставной. Ступеньки можно сделать в коротком отрезке, если выбрать Г-образную форму. Это приведет к увеличению расходов на материалы, но сделает смотровую яму максимально удобной. Нишу можно делить не только вдоль, но и поперек.
Глубину нет смысла брать средних показателей. Владелец должен брать свой рост и прибавлять к нему 10-15 см, а лучше 25 сантиметров, учитывая необходимость прокладки гидроизоляции, что может забрать часть глубины. Если яма получается глубже, чем надо, настил поднимают на нужную высоту.
Стандартные размеры
Не существует стандартных размеров, которым должна соответствовать данная конструкция. Габариты выбираются, исходя из размеров машины, и составляют:
минимальная ширина свободного пространства – не менее восьмисот миллиметров
Важно правильно рассчитать, на какое расстояние и ширину выполнять канаву при закладке ямы. Итоговые габариты по ширине должны быть меньше размера колеи авто на двести миллиметров (если брать расстояние между внутренними плоскостями ходовых колес)
Ширина канавы выполняется на триста миллиметров больше итоговых габаритов, для обеспечения укрепления стенок;
длина определяется размерами помещения, где выполняются работы и должна превышать соответствующие габариты машины не менее, чем на пятьсот миллиметров в каждую сторону. Учитывая изложенные обстоятельства, данный размер колеблется в диапазоне от двух до шести метров. Также необходимо учесть устройство лестницы для спуска в яму. Она выполняется в приставном или ступенчатом исполнении. Приставной вариант позволит сэкономить пространство, но менее безопасен и удобен;
параметр глубины зависит от роста автовладельца. Изначально котлован выкапывается до двух метров, чтобы в готовом виде высота составляла около метра восьмидесяти или немного больше. При выборе глубины необходимо отталкиваться от уровня залегания грунтовых вод.
Оптимальные габариты определяются особенностями помещения, где оборудуется яма, ростом хозяина машины и размерами автомобиля. Также необходимо заранее предусмотреть место расположения лестницы. Оптимальное решение – разместить ее сзади. Но иногда размеры гаража этого не позволяют, поэтому оптимальный выход – расположение входа сбоку. Перед началом строительства необходимо выполнить чертеж, с отображением фактических размеров помещения и ямы.
Легкового
Для легковых автомобилей размеры ямы будут немного меньше, поскольку это определяется габаритами транспорта. Также меньше внимания может уделяться укреплению стенок. Об основных размерных параметрах говорилось выше.
Грузового
Яма для грузового транспорта выполняется большей длины, но если над ней предполагается выполнение работ как для грузовых, так и легковых автомобилей, ширина подгоняется под колею легковушки.
Учитывая большую массу грузовой машины и возрастание нагрузки на пол, это должно быть учтено при укреплении стенок.
Шаг четвертый: дополнительное обустройство
Как выкопать смотровую яму в гараже. Преимущества и недостатки смотровой ямы в гараже
На первый взгляд наличие ямы в собственном гараже является большим плюсом, но есть и нюансы, о которых нужно знать при ее обустройстве. К достоинствам решения в первую очередь относится возможность осуществлять осмотр вышеперечисленных частей автомобиля, не прибегая к помощи специалистов. Это просто, бесплатно и для многих владельцев машин даже интересно.
Далее, ремонт и техническое обслуживание без участия профессионального автослесаря позволяет сэкономить довольно большие суммы. Если подсчитать за год, во сколько обходится в мастерской смена масла и другие действия, выгода становится очевидной. Да и сам навык ремонта будет ещё не раз полезен.
К тому же если яма достаточно просторная, в ней же часто хранят ремонтные наборы и запасные части для автомобиля. Особенно это актуально для небольшого по площади гаража, в котором есть дефицит свободного места.
Чем же может не угодить столь полезный уголок? Самой главной опасностью при постройке гаража с ямой, являются близко расположенные грунтовые воды. Вообще, избыток влаги является врагом автомобиля, а если в смотровой яме плохо сделана гидроизоляция, то даже при отсутствии подтоплений, вода будет накапливаться на стенках сооружения из-за перепадов температур в холодное время года.
Внимание! Любая смотровая яма может приводить к образованию конденсата на днище машины за счет перепада температур на разных уровнях строения. Однако стоит отметить, что недостатком смотровая яма станет только в том случае, когда она сделана с нарушением технологий строительства и без учета инженерно-грунтовых особенностей участка
Однако стоит отметить, что недостатком смотровая яма станет только в том случае, когда она сделана с нарушением технологий строительства и без учета инженерно-грунтовых особенностей участка.
Отделка смотровой ямы изнутри
Если в канаве ремонтник проводит немного времени, качество и особенности внутренней отделки не принципиальны. Однако для удобства и эстетичного вида все же рекомендуется использовать отделочные материалы.
Одним из самых популярных способов является штукатурка. При этом желательно добавлять в раствор присадки с антибактериальным эффектом – чтобы предотвратить развитие плесени и грибка – а также выполнять окрашивание стенок.
Очень удобна отделка внутри с помощью керамической плитки
Ее легко очищать от любых загрязнений, сложнее пораниться о неровные стенки при неосторожном движении
Обратите внимание: контрастная отделка периметра смотровой ямы, а часто и подсветка – не прихоть и не дань эстетике! Это элементарная мера предосторожности. Так легче заметить края ямы и меньше риск провалиться в нее.
При оформлении ступеней использовать гладкую, скользящую плитку нежелательно – лучше устроить резиновые или металлические накладки на ступени
При оформлении ступеней использовать гладкую, скользящую плитку нежелательно – лучше устроить резиновые или металлические накладки на ступени.
Если такой возможности нет, стоит предпочесть нескользящую плитку.
Расположенные вертикально или с малым наклоном металлические/деревянные лестницы необходимо снабжать перилами хотя бы в верхней части.
Вместо деревянных щитов удобно применять решетчатые накладки на смотровой люк.
Существующие стандарты и нормы
Нормативная документация разработана для предприятий, чья прямая деятельность связана с осмотром транспортной техники. Следовательно, данное углубление проверяется на соответствие существующим ГОСТам. Если оно удовлетворяет требованиям, компетентные органы осуществляют регистрацию. Иначе выдается предписание о несоответствии.
Соблюдение государственного стандарта не требуется в тех случаях, когда сооружение не используют для ведения коммерческой деятельности
В нормативных документах особое внимание уделяется освещению, вентиляционной системе, безопасности находящегося в яме обслуживающего персонала. Габариты в стандартах тоже прописываются, но они относятся к второстепенным
Следовательно, если углубление в гараже планируется делать для личного пользования, изучать такую документацию нет никакой необходимости.
Это никоим образом не означает того, что конструкция может возводиться произвольно. Если не соблюдать определенных правил, нахождение в сооружение может быть небезопасным и неудобным. Кроме того, обязательно учитывается и тот факт, планируется ли обслуживать легковые или грузовые транспортные средства.
Как сделать овощную яму в гараже
Если в гараже уже есть смотровая яма, погреб делается отдельно, в другом конце помещения или рядом с ней, обычно он располагается на небольшом расстоянии от стены, примерно в полуметре, и в отличие от СЯ у него несколько другие размеры:
- длина – 2,5-3 м;
- ширина – 2-2.5 м;
- глубина – примерно 1,7 м.
Размеры погреба могут отличаться от вышеуказанных габаритов, все зависит от величины самого гаража. В этом строении обязательно должна быть предусмотрена герметичная крышка-люк, приставная лестница (лучше ее изготовить из дерева). В погребе следует предусмотреть:
- защиту от влаги;
- вентиляцию;
- засыпной пазух.
Электричеством и теплоизоляцией овощную яму дополняют по желанию, перед строительством важно предусмотреть два момента:
- нужно убедиться, что под будущим погребом не проходят силовые провода, нет водоканала или газопровода;
- грунтовые воды должны проходить ниже уровня фундамента предполагаемой овощной ямы.
Как и при создании СЯ для погреба также в первую очередь выкапываем котлован, затем:
- на дно посыпаем и утрамбовываем слой щебня, примерно 10-12 см;
- укладываем следующий слой – строительный песок (около 15 см), тщательная утрамбовка здесь тоже обязательна;
- заливаем дно ямы битумом или другим подобным составом, если необходима гидроизоляция, стелем рубероид (также можно использовать другой подобный материал);
- заливаем бетоном, для прочности конструкции его желательно армировать;
- даем бетонному раствору хорошо схватиться и высохнуть, затем укрепляем стены — заливаем бетоном или выкладываем кирпичом (последний вариант наиболее предпочтителен).
Стандартная толщина стен – в полтора кирпича, для прочности и лучшей гидроизоляции промазываем кладку битумным раствором. Стены ямы должны быть очень прочными, ведь автомобиль может размещаться в любом месте гаража, и нежелательно его оставлять на хранение на смотровой яме.
Потолок в погребе выполняется в виде свода, чтобы потолочные кирпичи удержать при строительстве, их выкладывают на дощатом шаблоне. Верхнюю часть погреба можно сделать из бетона, главное, чтобы она была прочной, а лаз обычно изготавливается посередине. В овощной яме потолок нередко утепляют, в качестве материалов используют пенопласт и керамзит, чтобы утеплительный слой закрепить, его заливают горячим битумом. Также для утепления используют стекловату, опилки с цементом, теплоизоляцию можно не применять в условиях мягкого и теплого климата.
В погребе необходимо сделать полки для съестных запасов, емкости для хранения овощей. Полки обычно изготавливаются из досок и брусьев, проветривание помещения в основном обеспечивается посредством естественной вентиляции. Принудительная вентиляция эффективнее обеспечивает циркуляцию воздуха, но и требует более значительных финансовых затрат. Обычно для принудительной вытяжки применяется электровентилятор, он монтируется непосредственно в вентиляционной трубе.
Подготовка
В первую очередь понадобится провести комплексные подготовительные работы. Сейчас мы выделим все наиболее важные моменты.
Грунтовые воды
Большое значение имеет один фактор риска – уровень подъема грунтовых вод. От этого во многом зависит конечный успех работы по строительству смотровой ямы. В некоторых случаях приходится отказаться от устройства такой ямы или погреба. Нужно быть заранее готовым к тому, что уровень вод окажется критичным.
К сожалению, в некоторых населенных пунктах вовсе нет геологических специализированных служб, где производят соответствующие изыскания. Но вы можете самостоятельно определить уровень подъема грунтовых вод с достаточно высокой точностью. Это делается следующим образом. Вам нужно выкопать шурф глубиной 2,5 метра. Следите, до какого уровня поднимется вода. Когда подтверждаются худшие прогнозы, то есть воды залегают слишком близко к уровню земли, от строительства смотровой ямы лучше отказаться. Конечно, чисто теоретически, можно обеспечить гидроизоляцию даже в такой ситуации, но тогда яма будет напоминать больше бункер, потребуются большие усилия и вложения в строительство, а опасность затопления все равно сохранится.
Еще один вариант, который поможет справиться с природным фактором риска, заключается в обустройстве дренажа. Бывает так, что автолюбитель занимается своей машиной профессионально, смотровая яма ему необходима, а возможности выбрать другой участок нет. В таком случае следует сделать качественный дренаж подпочвенных вод. Выкапывается специальный дренажный колодец за пределами гаражного помещения, куда и отводится вода. Но такая работа трудоемкая, требует существенных вложений.
Грамотно определяем размеры смотровой ямы
Очень важно сразу точно определить оптимальные параметры смотровой ямы. Она не должна быть слишком большой, но в тесноте работать тоже неудобно. Все должно быть грамотно подобрано, безусловно, в соответствии с габаритами автомобиля.
Все должно быть грамотно подобрано, безусловно, в соответствии с габаритами автомобиля.
Все должно быть грамотно подобрано, безусловно, в соответствии с габаритами автомобиля.
Остановимся на методах определения ключевых параметров.
- Длина ямы. Учитывайте параметры автомобиля. Обычно стандартная длина смотровой ямы для легковой машины составляет примерно 4-5 метров. Чтобы обустроить удобный спуск с приставной или монолитной лестницей, надо добавить еще один метр. Это хорошие параметры, которые ориентированы на комфортное, рациональное использование смотровой ямы. Вам уже не понадобится регулярно передвигать автомобиль в ходе проведения ремонтных работ, как это бывает, если яма слишком маленькая, короткая.
- Ширина. Здесь для вас ключевую роль играет расстояние между колесами машины. Стандартный параметр для современных легковых автомобилей – яма с шириной 75-80 см. Такой ширины будет вполне достаточно, при этом она не слишком большая.
- Глубина. Тут все строго индивидуально. Конечно, в смотровой яме работают стоя. Некоторые выкапывают неглубокие ямы, чтобы не провоцировать давление и протекание грунтовых вод, однако работать сидя на табуретке неудобно. Лучше сделать хорошую глубокую смотровую яму. К росту автолюбителя прибавляется примерно 15 см. Когда возникают какие-то сомнения относительно глубины (например, когда в яме планируется работа нескольких людей с разным ростом), разумеется, лучше сделать ее больше. Ведь при необходимости под ноги просто можно сделать небольшой помост.
Когда параметры определены, надо сделать чертеж, а на нем прописать все точные размеры. Потом эта схема переносится на место строительства, выкапывания котлована.
Методы строительства
Процесс строительства во многом будет зависеть от метода обустройства смотровой ямы. Оптимальный вариант – закладывать основу сразу, еще на этапе возведения ленточного фундамента и цоколя гаража. В таком случае и котлован тоже выкапывает экскаватор. Параллельно идут и работы по гидроизоляции, вентилированию и утеплению ямы с гаражным помещением в целом.
Но достаточно часто приходится заниматься строительством уже после возведения коробки гаража. Конечно, тогда и копать котлован приходится вручную.
Обратите внимание на один существенный момент. Вам понадобится грунт от разработки, чтобы потом засыпать им пазухи, а также повышать уровень пола в помещении. Дело в том, что пол гаража делают по отметке выше, чем дорога, на которую автомобиль выезжает
Дело в том, что пол гаража делают по отметке выше, чем дорога, на которую автомобиль выезжает
Дело в том, что пол гаража делают по отметке выше, чем дорога, на которую автомобиль выезжает.
Назначение и особенности смотровой ямы
Чтобы закрывать смотровую яму, необходимо сделать люк из прочных материалов
Конструкция делает помещение более функциональным и позволяет сэкономить время и финансы. Владельцу не потребуется часто ездить в сервисный центр: в гараже, оборудованном ямой, удобнее проводить ремонтные операции. Помимо этого, ее можно использовать в качестве склада.
Яму можно обустраивать на начальных этапах строительства гаража или в уже эксплуатируемом помещении. Если есть возможность, лучше предусмотреть ее еще на этапе проектирования до начала возведения постройки. В этом случае затраты труда и времени будут меньше и не возникнет помех при изъятии грунта
В этом случае важно также заранее позаботиться о системе дренажа, включающей трубы, соединенные с коллектором. Это поможет вовремя отводить лишнюю влагу и снизить концентрацию испарений в воздухе, что способствует увеличению срока эксплуатации гаража
Если яму организуют в уже используемом гараже, трудозатраты будут больше
Но у такого варианта есть и плюс: закрытость строительной площадки. Крыша защищает яму от размывания дождем. Пол в помещении, как правило, представляет собой толстую армированную стяжку. При обустройстве ямы в этом случае создается разметка, а затем раздалбливается бетон. Арматурные хвосты обрезаются по периметру. Из получившегося котлована изымают почву и подушку из песка и гравия. Для этой операции используются обычные лопаты. Чтобы процесс шел быстрее, стоит пригласить помощника. Дно и стенки ямы нужно максимально выровнять
Если яму организуют в уже используемом гараже, трудозатраты будут больше. Но у такого варианта есть и плюс: закрытость строительной площадки. Крыша защищает яму от размывания дождем. Пол в помещении, как правило, представляет собой толстую армированную стяжку. При обустройстве ямы в этом случае создается разметка, а затем раздалбливается бетон. Арматурные хвосты обрезаются по периметру. Из получившегося котлована изымают почву и подушку из песка и гравия. Для этой операции используются обычные лопаты. Чтобы процесс шел быстрее, стоит пригласить помощника. Дно и стенки ямы нужно максимально выровнять.
Гараж на столбах, сваях или мелкозаглубленной ленте
Эти типы основания предполагают отсутствие подвала.
В целях экономии или в условиях нехватки времени можно устроить столбчатый фундамент под гараж, вкрутить сваи или залить мелкую ленту с одной нитью армации.
Работы не требуют особой квалификации или большой бригады. Любое устройство можно осилить вдвоем:
- Столбы размещают в точках наибольшей нагрузки, изготавливают из кирпича, ЖБИ или заливают в опалубку. В основании устраивается песчаная подушка и гидроизоляция.
- Сваи покупают с литым буром, вкручивают, затем полость внутри трубы заливают бетонным раствором.
- Мелкозаглубленная лента делается, как и заглубленная. В данном случае отличие состоит в количестве армирования и глубине траншеи.
При выборе фундамента не стоит опираться лишь на данные по материальным затратам. Для принятия верного решения следует понять на каком типе почвы будет проходить строительство, как глубоко залегают грунтовые воды, а также оценить рельеф местности. О том, как сделать свайный фундамент для гаража, смотрите в этом видео:
Пучинистые почвы не любят легких строений на глубокозаглубленных лентах. Определившись с типом грунта, рассмотрите ландшафт. При больших перепадах высот участка строительства фундамент необходимо делать либо свайным, либо комбинировать разные типы основ.
Для сохранности и увеличения срока службы любого фундамента необходимо устроить на здании желоба водоотводов, а нижнюю часть защитить опалубкой.