Схема велосипеда

Цепь

Файл:Chain.gif Велосипедная цепь

Новая цепь

Велосипедная цепь предназначена для передачи, по возможности с малыми потерями, крутящего момента с ведущей звездочки велосипеда на ведомую. При этом степень эффективности цепи может составлять до 98 %. Цепь может также быть частью переключателя скоростей.

Конструкция цепи

Конструкция цепи 1. Наружная пластина 2. Внутренняя пластина 3. Валик (пин) 4. Втулка 5. Ролик

Велосипедные цепи различаются шириной и расстоянием между осями (пинами) скрепляющими звенья цепи. Ширину цепи определяет количество ведомых звездочек на кассете следующим образом:

Количество звезд в кассетеШирина цепи, мм
18.7 – 11.0
4-58.7
67.8
77.3
87.1
96.6
106.2
115.5

Обслуживание цепи

Цепь необходимо периодически промывать, смазывать, а каждые несколько тысяч километров — менять, так как в процессе эксплуатации цепь растягивается, а диаметр звездочек уменьшается из-за износа и при работе цепь начинает “наезжать” на зуб. Показателем того, что цепь надо заменить, является удлинение её на 0,5 %. Если под рукой нет специальных измерительных инструментов, оценить степень износа цепи можно, установив цепь на большую ведущую звезду и попробовав оттянуть и сдвинуть её вбок от зубьев. Если освобождается более 3-4 зубьев, цепь (или звездочка) считается критически изношенной. Ещё один хороший метод измерить износ цепи: измерить длину 12 звеньев в центрах оси. Если это значение равно 304 мм или 1 футу, то цепь считается не изношенной. Если её длина увеличилась на 4 мм, то цепь считается изношенной и подлежит замене.

  1. Растворитель 646 (или 647, 650 - любой)  2. Бутылка пластиковая (полтора литра)  3. Стиральный порошок (любой)

Что мы делаем :

  1.Снимаем цепь и кидаем её в бутылку  2.Заливаем (около 50 грамм) растворитель  3.Болтаем бутылку минут 5  4.Сливаем раствориетель. (можно использовать повторно поскольку используется не для чистки, а для размягчения грязи и пока он будет стоять то вся грязь оседает и он становится опять прозрачным).  5.Заливаем миллилитров 300 хорошо-тёплой воды  6.Кидаем полторы чайных ложки стирального порошка  7.Болтаем бутылку минут 5  8.Сливаем воду  9.Повторяем пункты 5,6,7,8 по необходимости 10.Сливаем грязную воду из бутылки и  промываем цепь водой (можно прямо в этой же бутылке) 11.Разрезаем бутылку - извлекаем кристально чистую цепь 12.Сушим её на батарее или феном или на горячей комфорке электроплиты (но не раскалённой) или в другом тёплом месте (чтобы выгнать воду во избежание ржавления) 13.Ставим на место цепь и  смазываем 14.Ещё снаружи можно  протереть цепь промасленной тряпочкой (в масле для швейных машинок) - исключительно чтобы предотвратить коррозию.

По поводу смазки для цепи: суть всего – смазка должна находиться внутри цепи, т.е. под роликами. Снаружи смазка совсем не нужна, разве только тонким слоем чтоб защитить от коррозии. Смазку лучше покупать специальную, двухкомпонентную. При нанесении её на цепь легкоиспаряемый растворитель улетучивается и консистентная смазка остаётся там где и ей необходимо находиться – под роликами. Хорошими и наиболее популярными производителями являются Finish line и Pedros. В среднем цепь нужно смазывать каждые 150 км, в случает езды во время дождя, то чаще.

Ремонт задней и передней втулки велосипеда

При выработке своего ресурса или преждевременной поломке таких деталей как: ось, конус, шарики подшипника, и чашки производится их замена на новые. И если с первыми в этом списке проблем особых нет, то вот с чашками не все так просто. Есть несколько заморочек. Во-первых, купить новые конкретно под определенную втулку вряд ли получится (разве что найти такую же б/у). Поэтому потребуются либо танцы с бубном и заказом чашки у токаря или же искать донора, выбивать их и вставлять в потерпевшего. Что не всегда получается. Есть еще один вариант. Выбить чашки из втулки колеса велосипеда и на их место поставить промподшипники. Но тут тоже нужно четко подобрать все по размерам и не все может пойти, так как хотелось. Так что в случае поломки чашек, скорее всего, потребуется купить новую втулку.

Хотелось бы заметить, что при замене шариков следует менять сразу все, а не по несколько штук.

При выходе из строя промподшипников, они также меняются без проблем на новые.

Ну а в остальном, вовремя производите очистку и смазку втулок, проверяйте их на люфты (в случае необходимости подтягивайте, как было описано выше) и втулки велосипеда прослужат вам очень долго.

Из чего состоит велосипед?

Итак, из чего же состоит и какие простые механизмы входят в состав велосипеда:

  • Велосипедная рама
  • Верхняя трубка рамы
  • Головная трубка рамы
  • Нижняя трубка рамы
  • Подседельная трубка
  • Седло
  • Подседельный штырь
  • Руль
  • Вынос руля
  • Рулевая колонка
  • Грипсы на руль
  • Рукоятка тормозного привода
  • Переднее колесо
  • Передний тормоз
  • Фиксатор троса
  • Передняя вилка
  • Передняя втулка велосипеда
  • Заднее колесо велосипеда
  • Задний тормоз
  • Гайки крепления колеса
  • Комплект звездочек задней втулки
  • Торс переключателя передач
  • Задний переключатель
  • Перо задней вилки
  • Обод
  • Спицы
  • Шины
  • Вентиль
  • Передний переключатель
  • Ведущая звездочка
  • Шатуны
  • Каретка
  • Педаль
  • Цепь

Размеры шатунов

В зависимости от ростовки рам, шатуны выпускают разной длины. Высоким велосипедистам удобнее крутить длинные рычаги педалей, людям меньшего роста они требуются более короткими. Слишком длинные рычаги на низкорослой раме могут привести к неудобству при езде по бездорожью, даже в городе ими можно ударить по рельсу на переезде или бордюру.

Короткие рычаги трудно раскрутить, но зато потом ими легче поддерживать высокую скорость. Это можно объяснить таким показателем, как каденция — количество оборотов педалей за единицу времени. Каденция возрастает, если приходится крутить педали с короткими рычагами, а в случае с длинными всё происходит с точностью наоборот.

Длина шатунов может варьироваться в пределах от 150 до 185 мм. Для взрослого велосипеда нужно выбирать рычаги в пределах от 165 до 185 мм. На детском и подростковом байке удобны будут шатуны длиной от 150 до 177,5 мм.

Окончательно точку при выборе по длине ставит каждый велосипедист сам, учитывая свои предпочтения в стиле катания. Укороченные шатуны предпочитают трековые гонщики. На горных велосипедах предпочтительна сниженная каденция для дополнительного подхвата при спуске. В частности, фанаты даунхилла ставят рычаги как можно большей длины.

Составляющие трансмиссии и тормозной системы

Благодаря составляющим элементам трансмиссии транспортное средство может выполнять главную свою функцию – быть в движении. Данная система непроста и включает в себя многочисленные элементы, представленных в виде:

  • Каретки;
  • Ведущих звезд;
  • Шатунов и педалей;
  • Цепного устройства;
  • Задних звезд;
  • Переключателей скоростной передачи и монеток.

Действие кареточной детали направлено на соединение шатунов с передними звездами. Благодаря фиксированным подшипникам со сквозной осью на них, кареточный узел предоставляет возможность осуществления вращательных действий без проворачивания в свободном режиме.

Задача шатунов – соединить кареточную деталь и педали. Такие элементы по типу крепежа представлены в двух видах: шлицевом и квадратном. В комплект к двусоставным шатунам добавлена спереди звезда, местом закрепления которой является правый шатун.

Целью такого элемента как педали является предоставление опоры ногам посредством передачи усилий шатунам, каретке и передним звездам. Назначение устройства влияет на установку того или иного вида педалей:

  • Классического типа педали, называемые платформой, являются составляющими велосипедов для людей, использующих обычную обувь;
  • Контактного типа педали, характеризующиеся специальными вставками, которые нужны для велообуви;
  • Вариант экстремальных педалей предназначен для спортсменов и характеризуется широкой поверхностью, толщиной и фиксирующими вставками;
  • Вариант педалей, имеющих ремешки;
  • Мини-вариант.

Что касается мест крепления звезд, то их задний тип соединяется с втулкой колеса сзади. Всем передним звездам соответствует по 2 или 3 задней звезды. Контроль за высокими передачами осуществляют звезды маленького размера, за низкими передачами – большого.

Соединение задних с передними звездами осуществляется посредством цепи. Иными словами задачей цепи является передача тяги кассете от системы. Перебросить цепь помогают переключатели, для управления за которыми используются манетки руля. Данные элементы трансмиссии подразделяются на:

  • Манетки рычажного типа, при которых передача переключается посредством двух рычажков;
  • Манетки поворотного типа, при которых передача меняется путём поворота кольца, находящегося на месте руля.

Посредством манеток возможно переключение передачи благодаря их соединению приводными тросами с переключателями.

У тормозной системы одна из самых важных задач, при невыполнении которой устройство не может быть использовано. Велосипеды различаются тормозными системами, представленными несколькими классами в виде:

  • Ободных тормозов клещевого типа, V-brake;
  • Системы тормозов дискового типа;
  • Система тормозов барабанно-втулочного типа.

Ободного типа тормозная система отличается зажимной конструкцией с наличием колодок. Действие таких тормозов направлено на замедление вращательных движений ободьев колес. Характерной особенностью системы тормозов клещевой модели является присутствие одного крепления. Задача клещей – обеспечить дополнительными тормозами велосипеды шоссейной модели и синглспиды.

Принцип работы модели тормозов V-brake схож с принципом функционирования клещей. Отличительной особенностью является повышенный показатель точности и силы тормоза.
В составе у системы тормозов в дисковом варианте находится:

  • Диск, закреплённый на втулку;
  • Калипер, на который происходит закрепление тормозных колодок;
  • Привод, тип которого разделяет тормоза на 2 подвида: системы с механическим тормозом и с гидравлическим.

Наиболее устарелыми являются тормоза барабанно-втулочного типа, которые можно наблюдать на велосипедах дорожных моделей.

На чем держится велосипед

Строение велосипеда схоже с автомобильным: здесь есть несущая конструкция, на которую крепятся все рабочие узлы. Для легковой машины это кузов, а у велосипеда – рама. Тип рамы во многом определяет назначение, а ее качество отвечает за срок эксплуатации байка.

Рама велосипеда представлена ромбовидным остовом, сваренным из элементов:

  • главные передние трубы – верхняя и нижняя (закрытые), изогнутая передняя труба (открытые);
  • подседельная труба;
  • верхние перья;
  • нижние перья.

Передние трубы «сшиваются» между собой в рулевой стакан, нижние труба и перья с подседельной – в кареточный стакан, а перья между собой – в дропауты заднего колеса. По обеим сторонам передние трубы и перья приварены сверху к подседельной трубе.

Относительно подседельной трубы передняя и задняя части представлены двумя неодинаковыми треугольниками, размеры и геометрия которых зависят от типа и назначения велосипеда. Для современного ассортимента существует большое количество вариантов рам, но все они разделяются на классы:

  • городские – жесткие, прочные и тяжелые;
  • горные – стойкие к нагрузкам, мобильные, прочные;
  • шоссейные – легкие;
  • спортивные – устойчивые к высоким нагрузкам, прочные, ударостойкие;
  • трюковые – используют для BMX-велосипедов.

Устройство горного велосипеда в картинке

Велосипеды делятся на полноразмерные и складные. Первые не имеют складного механизма, и для перевозки в метро, общественном транспорте и багажнике автомобиля их необходимо разбирать. Складные имеют, по крайней мере, один стык, по которому складывается рама. Они более удобны в перевозке и хранении, но уступают полноразмерным по ходовым показателям.

Большое влияние на эксплуатацию велосипеда оказывает материал несущего остова. Современные велосипеды выпускаются на стальных, алюминиевых и карбоновых рамах.

Сталь используют на сити-байках. Материал обладает высокой прочностью и ударостойкостью, а его недостатки – тяжесть и невысокая гибкость, из-за чего рама плохо сглаживает толчки. Все это не лучшим образом сказывается на динамике велосипеда.

Алюминий – легкий, прочный и гибкий материал. По сравнению со стальными аналогами, рамы из него обладают лучшей маневренностью и пассивной амортизацией. Легкость и прочность улучшают динамику и не создают существенного сопротивления движению. Разумеется, стоимость их будет выше.

Самыми дорогими являются рамы на основе углеродного волокна – карбона. Этот материал используется на дорогих моделях шоссейных, горных и спортивных велосипедов. В числе достоинств по сравнению с металлическими конкурентами – долговечность, прочность, ударостойкость и легкость. Плюс к этому велосипеды на карбоне обладают лучшей маневренностью по сравнению с алюминием.

Классификации

Трансформаторы классифицируются по ряду параметров, таким как:

  • Назначение. Применяются: для изменения напряжения, измерения тока, защиты электрических цепей, как лабораторные и промежуточные устройства.
  • Способ установки. В зависимости от размещения и мобильности трансформатор может быть: стационарным, переносным, внутренним, внешним, опорным, шинным.
  • Число ступеней. Устройства подразделяются на одноступенчатые и каскадные.
  • Номинальное напряжение. Бывают низко- и высоковольтными.
  • Изоляция обмоток. Наиболее часто используется бумажно-масляная, сухая, компаундная.

Помимо этого, преобразовательные устройства разнятся типами, каждому из которых присуща своя система классификации.

Силовой

Наибольшее распространение получил силовой трансформатор. Приборы с непосредственным преобразованием переменного напряжения, рассчитанные на большую мощность, востребованы различными областями электроэнергетики. Они применяются на линиях электропередач с напряжениями 35–1150 кВ, в городских электросетях, работающих с напряжением 6 и 10 кВ, в обеспечении конечных потребителей напряжением 220/380В. С помощью устройств осуществляется питание всевозможных электроустановок и приборов в диапазоне от долей до сотен тысяч вольт.

Силовой трансформатор

Измерительные

Трансформаторы тока (ТА) понижают ток до необходимых показателей. Схема их работы отличается последовательным включением первичной обмотки и нагрузки. В то же время вторичная обмотка, находящаяся в состоянии, близком к короткому замыканию, используется для подключения измерительных приборов, исполнительных и индикаторных устройств. С помощью ТА осуществляется гальваническая развязка, что позволяет при измерениях отказаться от шунтов.

Высоковольтный ТТ(слева) и низковольтный ТТ(справа)

С помощью трансформаторов напряжения (ТН), тоже самое что и ТА только по напряжению. Помимо преобразования входных параметров, электроаппаратура и её отдельные элементы получают защиту от высокого вольтажа.

Высоковольтный ТН(слева) и низковольтный ТН(справа)

Импульсный

При необходимости преобразования сигналов импульсного характера применяются импульсные трансформаторы (ИТ). Изменяя амплитуду и полярность импульсов, устройства сохраняют их длительность и практически не затрагивают форму.

Автотрансформатор

В автотрансформаторах обмотки составляют одну цепь и взаимодействуют посредством электромагнитной и электрической связи. В отличие от других типов преобразователей, устройства могут содержать всего 3 вывода, позволяющих оперировать с различными напряжениями. Приборы выделяются высоким коэффициентом полезного действия, что особо сказывается при незначительном перепаде входного и выходного напряжения.

Однофазный(слева) и трёхфазный(справа)

Не имея гальванической развязки, представители данного типа повышают риск высоковольтного удара по нагрузке. Обязательным условием работы устройств являются надёжное заземление и низкий коэффициент трансформации. Недостаток компенсируется меньшим расходом материалов при изготовлении, компактностью и весом, стоимостью.

Разделительный

Для разделительных трансформаторов взаимодействие между обмотками исключено. Устройства повышают безопасность электрооборудования при повреждённой изоляции.

Разделительный трансформатор

Согласующий

Согласующие трансформаторы применяются для выравнивания сопротивлений между каскадами схем электроники. Сохраняя форму сигнала, они играют роль гальванической развязки.

Пик-трансформатор

С помощью пик-трансформатора синусоидальное напряжение преобразуется в импульсное. При этом импульсы меняют полярность с каждым полупериодом.

Сдвоенный дроссель

Особенностью сдвоенного дросселя является идентичность обмоток. Взаимная индукция катушек делает его более эффективным, по отношению стандартным дросселям. Устройства используются как входные фильтры в блоках питания, в звуко- и цифровой технике.

Сдвоенный дроссель

Сварочный

Помимо вышеперечисленных, существует понятие сварочные трансформаторы. Специализированные приборы для сварочных работ понижают напряжение бытовой сети при одновременном повышении тока, измеряемого тысячами ампер. Регулировка последнего осуществляется разделением обмоток на сектора, что отражается на индуктивном сопротивлении.

Сварочный трансформатор

Чем отличается трек от шоссейника

Обязательное требование для «фиксика» – абсолютно ровные дороги, как и для шоссейного велосипеда. На первый взгляд, он очень похож на своего скоростного брата:

  • легкая и тонкая рама;
  • 28-дюймовые колеса;
  • узкие и гладкие покрышки под высоким давлением;
  • форма руля;
  • взаиморасположение руля и седла.

Если всмотреться внимательней, то даже простой и компактный шоссейник кажется навороченным рядом с трековым байком. Здесь нет ничего «лишнего», только самое основное – колеса, руль, педали и простейшая трансмиссия.

Отличия от шоссейного байка следующие:

  • меньше колесная центровка;
  • меньший наклон нижней трубы к горизонтали;
  • композитная вилка;
  • отсутствие системы переключения передач;
  • нет тормозов (или только передний клещ);
  • втулка без свободного хода.

Трековые велосипеды обладают короткой колесной базой, в сравнении с шоссер-байками, за счет уменьшения длины задних перьев. Дропауты удлинены, как на дорожных моделях, и позволяют отодвигать колесо и настраивать натяг цепи.

Каретка у фикс-велосипедов располагается высоко по сравнению с обычными гоночными моделями. Это связано с катанием по наклонному велотреку на соревнованиях. Чтобы в движении педали не задевали поверхность дороги, кареточный узел приподнят путем изменения угла наклона нижней трубы.

Трековый велосипед имеет только одну передачу. Никаких переключателей в конструкции этой модели не предусмотрено изначально. Велосипедист извлекает максимум скоростных возможностей. Шоссейники оснащаются и передним, и задним переключателями, имеют большое количество передаточных отношений. Цепь на фиксе короткая, как и на дорожном синглспиде, ходит прямо и рассчитана на срок эксплуатации велосипеда.

Шоссейный байк в обязательном порядке оснащается и передним, и задним клещевыми тормозами. Профессиональные трековые модели выпускается без них. Это было обусловлено максимальным снижением веса и упрощением конструкции.

Свободного хода у педалей относительно колеса нет из-за отсутствия в задней втулке специальной муфты. Шоссейники оснащены механизмом свободного хода, благодаря чему можно двигаться накатом, не прилагая сопротивляющего усилия на педали. Последнее, кстати, при езде на фикс-байках требует особой аккуратности – при повышенных усилиях колесо может крутануть в обратную сторону, а велосипед сильно занести.

Бестормозные треки fix-gear фигурируют в фильме «Срочная доставка»

Сфера использования трек-байков – не только велоспорт. Так, например, их можно катать в таких целях:

  • длительные переезды по трассе;
  • городские поездки по городским дорогам;
  • курьерские поездки;
  • исполнение трюков – фигурное катание.

Схема и устройство велосипеда

Велосипед – это транспортное средство, предназначенное для передвижения с помощью человеческой энергии. Он состоит из нескольких основных компонентов, необходимых для его правильной работы.

Одним из основных элементов велосипеда является рама. Она является основой и каркасом, на котором устанавливаются все остальные детали. Рама может быть выполнена из различных материалов, таких как сталь, алюминий или карбон. Она должна быть прочной, но при этом легкой, чтобы обеспечить удобство и маневренность велосипеда.

Колеса – еще одна важная часть велосипеда. Они состоят из обода, спиц и втулки. Обод является круглой прочной рамкой, на которую устанавливается покрышка, обеспечивающая сцепление с дорогой. Спицы же соединяют обод с втулкой, обеспечивая прочность и устойчивость колеса.

Подключены к втулкам находятся педали, которые через систему шатунов приводят в движение цепи и звездочки. Цепь передает движение от педалей на заднее колесо, благодаря чему велосипед начинает двигаться. Звездочки, которые находятся на зубцах заднего колеса, позволяют выбирать различные передачи, что определяет усилие, прикладываемое к педалям.

Также на велосипеде находятся сиденье, руль и тормозные системы. Сиденье служит для комфортного сидения и поддержки равновесия. Руль управляет направлением движения велосипеда. Тормозные системы, в свою очередь, обеспечивают безопасное и эффективное торможение велосипеда.

Велосипед – это простое и эффективное средство передвижения, которое предлагает доступную и экологически чистую альтернативу автомобилю. Разбираясь в его схеме и устройстве, можно лучше понять его принцип работы и настроить его для наилучшей производительности и комфорта.

Как это работает

Принцип действия автоматического переключения не сильно отличается от схожего узла у автомобиля. Коробка собирается с участием в ней трех валов. На шестернях зубья прямые, что обеспечивает лучшее переключение передач. Нижний вал отвечает за педали, шестерни верхнего вала жестко к нему прикреплены вместе со звездой. Между ними находится третий вал, который свободно движется и нужен для связки остальных деталей между собой.

Также здесь отсутствует задний переключатель, поэтому цепь натянута достаточно хорошо и не будет слетать на бездорожье. Трансмиссия полностью открыта — цепь, ведущие и ведомые звезды. Их придется регулярно обслуживать, следить за состоянием и готовностью к работе. Но это нужно выполнять в любом велосипеде, в этом нет ничего удивительного. Но при этом трансмиссия выполняется в более широком виде — ее целью больше не является гибкость, только передача усилий для увеличения скорости.

В разных моделях имеется обычно от 9 до 18 скоростей. Переключаются скорости последовательно, одна за другой нужные шестеренки соединяются и разъединяются, фиксируя нужную на среднем валу. Но скорости соответствуют заявленным производителем, если указано 9, то именно столько их и будет. Планетарные втулки не могут показать такой результат.

Заключение

Ознакомившись с данной статьей, вы узнали, как правильно разобрать и произвести ремонт задней и передней втулки велосипеда своими руками на примере картинок и видео. Какой можно подвести итог? В первую очередь следует периодически и своевременно проводить обслуживание: выполнять очистку и смазку, проверять на люфты и исправность. Помимо этого мы узнали, чем можно смазывать втулку, а чем нельзя, а также узнали ее устройство

Спасибо за внимание и удачи вам в ремонте!

Рубрики

Снятие колес с рамы входит в обязательную процедуру технического обслуживания велосипеда. Рано или поздно колесо даже самого продвинутого байка преподнесет сюрпризы в виде деформаций обода, повреждения спиц, лопнувшей камеры или вообще всей покрышки, а также износа системы звездочек для заднего колеса.

Опытные велосипедисты приветствуют самостоятельный ремонт колес, и не случайно: дешевле, да и навыков поднаберешься. Можно обратиться и в хорошую мастерскую, где проблему решат, возможно, быстрее, но и не безвозмездно. Более того, сервис вряд ли находится под окнами дома, так что велосипед придется тащить волоком, в чем мало приятного. Чтобы этого избежать, лучше немного повозиться самому, тем более ничего сложного в колесах велика нет. Сегодня поговорим о том, как снять заднее колесо с велосипеда, отремонтировать его и правильно собрать.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий