Тротуарные бордюры от А до Я

Установка бордюра на пескоцементную смесь или бетон

На грунтах, склонных к пучению, устанавливать бордюрный камень нужно на подсыпку из песка и щебня, поверх которой укладывается слой бетона, в него укладывается бордюр. При таком монтаже бордюры стоят годами без проблем. Порядок действий такой:

  • При помощи колышков, установленных в ключевых местах и натянутых между ними шнурков, производят разметку.
  • По сделанной разметке выкапывают траншею. Ширина должна быть такой, чтобы по бокам установленного камня было расстояние 10-15 см с каждой стороны. Глубина выбирается так, чтобы слой утрамбованного щебня на дне был не менее 10 см, сверху — не менее 5 см пескоцементного раствора, а сам бордюрный камень возвышался над поверхностью дорожки не менее чем на несколько сантиметров (сколько конкретно — зависит от вашего желания).Установка бордюра: схема
  • Дно готово траншеи выравнивают и утрамбовывают (при использовании виброплиты ширина траншеи делается по ширине плиты).
  • Укладывают слой геотекстиля плотностью не менее 160 г/м². Этот слой нужен для того, чтобы песок и щебень не перемешивались с грунтом. Он увеличивает продолжительность эксплуатации бордюра, снижает вероятность сдвигов при весеннем пучении.
  • Насыпается слой крупнозернистого песка или щебня крупной или средней фракции (20-40 мм). Минимальный слой — 10 см, оптимальный — 15 см. Щебень трамбуется.
  • Из песка (3-4 части) и цемента (1 часть) замешивается густой раствор (воды очень мало, только чтобы можно было размешать). Он укладывается толщиной 5-7 см (лучше 7 см) на щебень.Проведение работ по установке бордюров и поребриков
  • На бетон укладывается бордюрный камень, выравнивается по уровню (в горизонт или с уклоном — зависит от геологии участка).
  • Вокруг установленного и выставленного в нужном положении фрагмента укладывается замок из пескоцементной смеси толщиной 5-7 см и высотой около 10 см.
  • После схватывания бетона оставшееся свободное пространство между установленным поребриком и краем траншеи засыпается песком или щебнем, трамбуют, сверху присыпают грунтом.

При соблюдении этой технологии установки бордюрного камня вероятность того, что при пучении он сдвинется с места очень низка.

Подготовительный этап

Для обустройства окантовки газонов и дорожек вы можете приобрести готовые блоки либо изготовить их своими руками.

Виды и особенности готового камня для окантовки

Существует несколько видов:

  • дорожные камни (изготавливаются с применением армирующего прута, имеют внушительные размеры – 3000 х 600 х 200 мм и обладают большой прочностью);
  • поребрики (предназначены для того, чтобы предотвратить расползание плитки и смешивание грунта с растительностью и песком, имеют параметры – 500 х 210 х 35-45 мм);
  • газонные блоки (служат для обрамления зеленых зон участка, препятствуя смещению слоев обогащенной земли, подготовленной под высадку; габариты – 500 х 211 х 70 мм, параметры тротуарного камня – 1000 х 200 х 80 мм).

Как изготовить блоки для обрамления дорожек собственными силами

Формы для такого камня можно приобрести готовые, например, из поливинилхлорида или полиэтилена, с помощью которых можно произвести отливку изделий с четким рисунком. А можно изготовить формы и своими руками из подручного материала, например, из деревянных досок, плотной фанеры и брусков, скрепленных с помощью уголков и саморезов.

Важно! Главное в формах собственного изготовления – постараться, как можно более идеально отшлифовать внутренние поверхности опалубки. Готовим бетонную смесь из цемента (М300-М500); песка (мелкого, просеянного); щебня (фракция 5-10 мм); пластификаторов (которые придают бетону пластичность и прочность готовому изделию); красителей (если хотите получить любой цвет, кроме серого)

Готовим бетонную смесь из цемента (М300-М500); песка (мелкого, просеянного); щебня (фракция 5-10 мм); пластификаторов (которые придают бетону пластичность и прочность готовому изделию); красителей (если хотите получить любой цвет, кроме серого).

Технология изготовления блоков такова:

  • засыпаем в бетономешалку цемент, песок и щебень (в пропорции 1:2:3), перемешиваем;
  • добавляем пластификаторы, продолжая перемешивать;
  • наливаем воду, перемешиваем (до консистенции густого крема для торта);
  • смазываем формы машинным маслом;
  • заливаем смесь в формы наполовину;
  • укладываем армирующий элемент;
  • заливаем раствор до краев формы;
  • поверхность выравниваем мастерком или шпателем;
  • помещаем формы на вибростол;
  • после виброобработки оставляем блоки в формах на просушку;
  • через 1-2 дня производим распалубку;
  • оставляем блоки на окончательную просушку в течение 3-4 недель.

Совет! В формы перед заливкой раствора можно положить элементы декора: камни, ракушки.

И так блоки готовы для дальнейшего использования. Технология установки бордюров для обрамления тротуарной плитки не требует особых навыков.

Готовим материалы и инструменты

Для производства работ необходимо следующее:

  • готовые блоки для поребрика;
  • цемент (М300-М500);
  • песок (мелкий для раствора);
  • песок (крупный для засыпки в траншею);
  • наполнитель из щебня или гравия (крупных фракций);
  • колышки (для разметки бордюра);
  • трамбовка (механическая или ручная);
  • приспособление для переноски блоков;
  • бетономешалка (или любая подходящая емкость);
  • болгарка с алмазным кругом по бетону (в случае необходимости разрезать камень);
  • резиновый молоток;
  • лопата;
  • уровень;
  • веревка.

Порядок выполнения работ

Перед тем, как установить бордюр своими руками, закладывают траншею. Технология монтажа конструкционного элемента предусматривает обустройство щебеночного и песчано-цементного основания, подушки из бетона. Выбор варианта зависит от требований, предъявляемых к конструкции.
Установка бордюра включает подготовительный этап работ, который состоит из разметки линии прокладки, определения глубины монтажа. Земляные работы включают планировку поверхности и устройство траншей. В зависимости от выбранного способа монтажа укладывают основание. После укладки конструкционных элементов их закрепляют и заделывают стыки.

На въездах конструкционный элемент укладывается на большую глубину, при обустройстве дорожного бордюра уступ равен высоте камня. Размер траншеи при закладке должен быть равен ширине бордюра с добавлением 5-7 см. Для дорожного элемента закладывается большая траншея.

Скачать бесплатно

Как перевести промилле и проценты в градусы, и, обратная задача – перевести градусы в промилле и проценты?

Как определить уклон между горизонталями на плане?

Минимальный продольный уклон дороги

Максимальный уклон пандуса для инвалидов?

Какие допустимые уклоны (продольные и поперечные) для рамп автостоянок и гаражей?

Укладка щебня. Для «лёгкой» дороги достаточно одного слоя средней фракции (20 – 40 мм). Если строится магистраль, то рекомендуется укладывать щебень в несколько слоёв: первый слой из крупной фракции (40 – 70 мм), за ним – из средней, последний – из мелкой (5 – 20 мм). Главное укатывать каждый слой катком.

Ещё на этапе укладки основания целесообразно обеспечить по бокам скосы для стока воды. Если предусмотрены бордюры, то их так же устанавливают до укладки асфальта. Это касается и других подготовительных работ (проведение или ремонт канализации, поднятие люков). Только после этого можно взяться и за само асфальтирование. Толщина асфальта, как и основания, зависит от предполагаемой эксплуатации дороги.

Минимальная толщина составляет 4-5 см (для дворовых территорий и т.п.). При высокой интенсивности дорожного движения асфальт кладут слоями, используя разную зернистость. Первым слоем кладётся крупнозернистая , наверх мелкозернистая. Для большей надёжности кладут третий поверхностный слой асфальтной крошки. В послойной укладке асфальта важным моментом является сцепление слоёв между собой. Так просто они не соединяются, поэтому перед нанесением каждого следующего слоя предыдущий поливают битумом.

Существуют два принципиальных подхода к укладке асфальта: холодная и горячая укладка.

Холодной укладкой асфальтовой крошки

Горячей укладкой асфальтовой крошки пользуются при строительстве новой дороги или капитального ремонта старой. Асфальт при такой технологии должен укладываться непременно в горячем виде. Сама смесь заготавливается на заводе, откуда её необходимо как можно срочно доставить на строительную площадку в специальных машинах. И не просто доставить, а разгрузить, равномерно распределить и укатать пока асфальт не остыл. Иначе качественного покрытия не выйдет. При этом соответственно важнейшим фактором является погода. Как ни странно, но часто строительство новой дороги или ремонт старой затягивается именно по этой причине.

Аналогично соединению слоёв , необходимо обеспечить бесшовное соединение полос между собой. Этого возможно добиться только при непрерывной работе, когда уже уложенная полоса ещё не остыла и тут же начинается укладка новой. Доставка смеси должна проводится своевременно, чтобы не было недостатка в горячем асфальте. Не лучше, если горячей смеси привозят сразу много: излишки успевают остыть и становятся непригодными.

Уплотнение асфальта производят специальной техникой: асфальтоукладчиками, виброплитой или ручным катком. Чтобы укладываемое покрытие не прилипало к катку, его постоянно смачивают водой.

После того, как асфальт остыл, дорогу можно эксплуатировать. И всегда помнить, что за таким покрытием нужен постоянный уход.

Камень бортовой, бордюрный камень, поребрик, бордюр – это все названия одного и того же элемента дорожного благоустройства. Среди них различают дорожную вибропресованную и тротуарную вибропресованную конструкции, применяемые при строительстве дорожных покрытий. Указанные элементы служат для: отделения проезжей части от тротуаров, газонов и остановок общественного транспорта, а также отделения тротуаров и пешеходных дорожек от газонов. Это один из обязательных элементов мощения дороги. не только является разделителем проезжей части и пешеходной зоны, но и придает дороге законченный вид, служит упором при укладке тротуарной плитки.

Укладка производится при помощи специальной техники, что позволяет достичь высоких результатов. Кроме того, это позволяет обеспечить более ровную выкладку стройматериала и, соответственно, высокую прочность получившегося ограждения.

Во-первых, необходимо подготовить траншею для будущего бордюра. В этом поможет устройство, с помощью которого можно выкопать траншею

Либо воспользоваться обычной лопатой.

Во-вторых, не менее важное для укладки бордюрного камня, устройство – трамбовщик траншеи. Он сделает дно канавы ровным.

Правильная установка конструкции является также дисциплинирующим фактором для водителей.

цементным раствором

  • Крупный. Он несет функциональную нагрузку – отделение полотна дороги от тротуара и обеспечение безопасности пешеходов;
  • Небольшой по размерам бордюр. Чаще всего используется для отделения одной пешеходной зоны или дороги от другой.

Как правильно установить бордюры, до или после укладки тротуарной плитки?

На этот вопрос однозначно ответить сложно, потому что каждый из вариантов имеет плюсы и минусы.

  • Устанавливаем сразу. Этот вариант хорошо подходит для новичков. Бордюры четко обрамляют участок, который подлежит благоустройству, и упрощают задачу по соблюдению границ. Для экономии элементов мощения необходимо рассчитать расстояние между поребриками, которое должно быть кратно ширине брусчатки. При расчетах необходимо помнить, что между элементами мощения есть зазор – 2-4 мм. Новичкам лучше воспользоваться размерами уже готовой дорожки.
  • Монтируем после укладки брусчатки. Подобный выбор позволяет рационально использовать плитку и избежать ее распиливания.

Основные различия в характеристиках

Разделительный элемент называют бортовым камнем. Этот материал делят на 3 вида в зависимости от сферы использования:

  • дорожный – для обрамления проезжей части;
  • тротуарный – для окаймления пешеходных зон;
  • декоративный – для обрамления клумб и других элементов ландшафтного дизайна.

Есть отличия и в размерах. Самые большие камни используются для отделения проезжей части от других зон. У них важная функциональная задача. Дорожный камень защищает покрытие от быстрого износа и пешеходов от наезда автомобилей. Другими словами, такая конструкция должна иметь возможность затормозить машину, которая может вылететь на тротуар.

Материал для обрамления пешеходных зон менее габаритный. Он нужен для уменьшения износа вымощенного плиткой участка. А также конструкция предотвращает разрастание растений. Иногда тротуарный камень даже заменяют декоративным и наоборот. Последний вид конструкции используется исключительно для ограждения и дополнительного украшения предметов ландшафтного дизайна.

Поребрик различается в зависимости от формы верхнего ребра. Оно бывает:

  • квадратное (под прямым углом);
  • наклонное под определенным углом;
  • округлое с 1 или 2 сторон;
  • D–образное;
  • с плавными или резкими границами наподобие волны.

Бордюр обычно имеет высоту в диапазоне 20–30 см, ширина зависит от сферы использования и колеблется в пределах 3–18 см. Поребрик обычно имеет длину 50 или 100 см. Иногда камни ломают перед установкой, чтобы получить мелкие элементы. Размер напрямую зависит от того, где будет устанавливаться материал. Разные блоки используются в зависимости от способа монтажа, вручную или с техникой.

Бордюр и поребрик могут быть изготовлены из материала любого цвета и с различными свойствами. Это будет напрямую влиять на характеристики и сферу использования. Самых популярных вариантов несколько.

Гранит. Материал имеет широкую цветовую палитру и относится к классу элитных. Обычно применяется в скверах и парковых зонах. А также такие камни приобретают для частных особняков.

Технология производства бетонных плит может отличаться, но всегда соответствует ГОСТу. Предусмотрено 2 варианта.

  • Вибролитье. Так делают прочные камни, при изготовлении материал получает мелкопористую структуру. Бетонные плиты получаются правильной формы и размера. Верхняя часть всегда имеет облицовочную и внутреннюю стороны.
  • Вибропрессовка. Камни получаются менее опрятными, могут иметь сколы и небольшие трещины. Внутри образуются пустоты, из-за этого материал более подвержен внешним воздействиям и имеет низкую прочность. Единственным преимуществом можно считать небольшую стоимость таких изделий.

Бордюр и поребрик могут быть изготовлены путем вибролитья или вибропрессования. Любой бортовой камень имеет 1 из 3 маркировок.

  • БкР – форма имеет радиус. Применяется для дорожного полотна на поворотах.
  • БкУ – форма предназначена для обрамления пешеходных и велосипедных зон.
  • БкК – особая конусовидная форма.

Предназначение бордюра

Установка бордюра – это не дешёвое мероприятие, но отказаться от их установки – это неверное решение, потому что он играет важную роль:

  • в укреплении дорожного покрытия, не давая ему разрушаться. Особенно там, где участки для укладки плитки узкие. Заменить его другими материалами проблематично. Некоторые хозяева используют кирпичи, установленные вертикально или куски шифера. Но по истечению времени, признавая, что они ошиблись, устанавливают бордюр, затрачивая на это дополнительные средства;
  • в создании дополнительного декоративного эффекта. Зачастую трудно себе представить дорожку без установленных по её бокам бордюров. Если отсутствует ограничительная линия, то многие считают это недоделкой. Дизайн участка воспринимают негативно.

Наличие этих функций предъявляет к бордюрам повышенные требования, чтобы материалы для их изготовления были качественными, укладка проводилась по технологии. Не соблюдая эти требования, основные задачи установки бордюра будут не выполнены.

7 Транспортирование и хранение

7.1 Бортовые камни допускается транспортировать всеми видами транспорта. При этом правила перевозки устанавливаются в соответствии с законодательством государств — участников Соглашения и требованиями документов, регулирующих транспортирование грузов.Погрузку и разгрузку бортовых камней следует проводить с применением средств механизации в соответствии с указаниями производственной документации владельца соответствующего процесса.

7.2 Бортовые камни следует транспортировать в пакетах, контейнерах или на поддонах, обеспечивая при этом их жесткую фиксацию, а также фиксацию изделий (например, при помощи упаковочных металлических лент или проволоки).

7.3 При погрузке бортовых камней в транспортное средство следует соблюдать условия равномерности распределения нагрузки относительно его осей и обеспечения необходимого зазора между изделиями и бортами транспортного средства.

7.4 При транспортировании бортовых камней и погрузочно-разгрузочных работах запрещается:- погрузка и транспортирование изделий навалом;- разгрузка сбрасыванием;- перемещение изделий волоком, без прокладок и катков;- погрузка и транспортирование изделий, изготовленных из бетонов на цементном вяжущем, до достижения ими отпускной прочности.

7.5 При транспортировании бортовые камни должны быть обеспечены необходимой сопроводительной документацией.

7.6 Транспортирование и хранение бортовых камней, изготовленных из бетонов на цементном вяжущем, следует выполнять с учетом требований ГОСТ 13015 .

7.7 Бортовые камни следует хранить в складских условиях рассортированными по типам и маркам в пакетах или штабелях высотой не более 2 м при обеспечении их устойчивости и исключении возможности падения изделий.Место (площадка) складирования бортовых камней должно иметь твердую ровную поверхность с водоотводом.

7.8 При хранении в штабелях бортовые камни следует укладывать на инвентарные подкладки и/или прокладки прямоугольного или трапецеидального сечения из дерева или других материалов, обеспечивающих сохранность изделий, толщиной не менее 30 мм и длиной, соответствующей размерам изделия. При этом в штабель следует укладывать изделия одного размера и формы, а прокладки располагать по высоте штабеля одну над другой. Если не установлены иные требования, расстояние от краев прокладок до торцов должно составлять 20% номинальной длины изделия.

7.9 Условия хранения должны обеспечивать видимость маркировочных надписей и свободный доступ к изделиям, а также возможность складского контроля и применения средств механизации при погрузке бортовых камней на транспортные средства.

7.10 При транспортировании, хранении бортовых камней и при погрузочно-разгрузочных работах должны соблюдаться требования производственной безопасности и охраны труда, а также должны быть предусмотрены меры для исключения возможности повреждения изделий.

УДК 625.888:006.354

МКС 93.080.30

Ключевые слова: автомобильные дороги общего пользования, бортовые камни, технические требования, маркировка

Электронный текст документаподготовлен АО «Кодекс» и сверен по:официальное изданиеМ.: Стандартинформ, 2016

Обустройство околодомовых территорий и садовых участков подразумевает использование ограждений, которые играют роль разделителя садовой и пешеходной зон. Для этого применяются тротуарные бордюры.

Помимо эстетической функции, тротуарные бордюры направляют потоки воды в сторону ливневых стоков, сохраняя целостность дорожного полотна.

Зачем класть бордюр для тротуарной плитки на участке

Но такая функция оградительной окантовки далеко не единственная. Бордюр, в том числе и садовый, надежно укрепляет дорожное покрытие и защищает его от разрушения. Особенно важна его установка на узких вымощенных участках. Такую функцию не может обеспечить ни одна друга конструкция.

Многие хозяева сегодня пытаются обойтись без бордюра, укладывают плитку вертикально или устанавливая полоску шифера. Но со временем им все равно приходится установить окантовку, тем самым делая одну работу 2 раза. Ведь в этом случае переделка будет включать еще и ремонт края плитки.

Вас также могут заинтересовать схемы укладки тротуарной плитки.

Виды бордюров

Благодаря современным материалам и инновационным технологиям, отечественные производители изготавливают бортовые камни разного назначения, формы, цвета. В зависимости от технологии производства бордюры делятся на:

  • вибролитые;
  • вибропресованные.

При изготовлении вибролитых бордюров из бетона формируют детали, которые затем подвергаются сушке. Для придания материалу большей прочности его армируют щебнем. Вибролитой бордюр широко используется для обрамления пешеходных зон, площадок и отмосток вокруг здания.

Вибропрессованные бордюры производители изготавливают из износостойкого мелкозернистого бетона. Этот стройматериал прочнее и долговечнее. Он широко используется для четкого отделения проезжих дорог от тротуаров или для ограничения садовых участков, ландшафтных композиций и газонов.

По способу применения бортовые камни подразделяются на несколько видов:

  • тротуарный;
  • дорожный;
  • магистральный;
  • дорожный криволинейный.

Тротуарный бордюр изготавливается в виде прямолинейного бортового камня, имеет размер 1000х200х80 мм. Используется при укладке плитки для четкого разграничения тротуара. Часто применяется в декоративных целях, например, для обустройства клумбы или сада. Главная задача тротуарного бордюра – предотвращение деформации и укрепление мощеного участка.

Дорожный бордюр по сравнению с тротуарным имеет более габаритные размеры – 1000х300х150 мм. Этот стройматериал широко используется для отделения проезжей части дороги от пешеходной зоны. Дорожный бордюр может иметь ребристую или криволинейную поверхность.

Магистральный бордюр – востребованный строительный материал, отличающийся увеличенными размерами (1000х300х180 мм), повышенной прочностью и износостойкостью. За счет повышенных прочностных характеристик магистральный бордюр оптимально подходит для скоростных магистралей и загруженных дорог.

Дорожный криволинейный бордюр в отличие от остальных типов бортовых камней имеет уникальную закругленную форму. Он широко применяется для разграничения любых радиусных дорог со сложным рельефом и крутыми поворотами. Криволинейный бордюр предназначен для закругления дорог с радиусом 5 м, при этом он отличается устойчивостью к любым погодным условиям.

Вас также могут заинтересовать:

23.05.2021

Какие бывают марки асфальта и что они означают

Многие материалы строительной и других сфер могут маркироваться определенными значениями, которые…

Читать далее

28.02.2021

Что такое холодный асфальт. Свойства и особенности

Тот асфальтобетон, из которого построены наши автомобильные дороги, имеет требования в технологии…

Читать далее

24.03.2020

Минимальная толщина укладки асфальта

Учитывая то, что подавляющее большинство автомобильных дорог на территории нашей страны (если конкретнее, то около 80%)…

Читать далее

18.04.2021

Какая температура асфальта при укладке?

Температура асфальта при укладке, в первую очередь, зависит от используемой разновидности…

Читать далее

21.03.2021

Какие слои скрываются под асфальтом: устройство дорог и тротуаров

Асфальтобетон, используемый для устройства дорожного покрытия, сам по себе обладает высокими…

Читать далее

15.02.2021

Асфальтовая крошка: недорогая и качественная альтернатива

Асфальтовая крошка или асфальтогранулят является одним из самых востребованных материалов, полученных…

Читать далее

20.02.2021

Можно ли асфальт укладывать на старый асфальт?

Асфальтовое покрытие, как и практически любой другой материал, имеет ограниченный срок службы…

Читать далее

28.02.2021

Коэффициент уплотнения асфальта: что за показатель и зачем он нужен

Любое асфальтовое покрытие должно обладать высоким качеством, определенными физико-механическими…

Читать далее

24.03.2020

Можно ли укладывать асфальт в дождь?

Казалось бы, довольно простой вопрос, на который можно дать такой же простой односложный ответ «да» или «нет». Вот, например…

Читать далее

Размеры бордюров

Что касается размеров бордюров для тротуарной плитки, то они зависят от назначения поребрика. Выделяют следующее назначение окантовки:

  • дорожное. Применяется для предотвращения разрушения дорожного покрытия;
  • для тротуаров. Используется для ограждения пешеходной зоны;
  • садовый поребрик отличается по размерам в меньшую сторону, и предназначен для оформления цветочных клумб, разбивки садовой территории на зоны и окантовки тропинок.

Для определения размера нужно обращать внимание на маркировку окантовочного материала. К примеру, первая бука в маркировке обозначает тип поребрика

Дальше идут 3 цифры (длина, высота, ширина). Пример: БВ — 200.35.10. Буквы расшифровываются, как бордюрные камни въездного типа, а цифры обозначают габариты изделия.

Чаще всего применяются метровые поребрики, но длина может быть различной (от 40 до 80 см). Чтобы подобрать определенный размер поребрика для конкретного назначения, лучше всего самому сделать бордюр для тротуарной плитки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий