Шарниры для ворот

Правила ухода за гаражными петлями

Основной износ петель для гаражных ворот происходит из-за неравномерно распределенной нагрузки, негативного внешнего воздействия и несвоевременной смазки. Чтобы бороться с последствиями истирания и коррозии, рекомендуется выполнить следующие действия:

  • снять створки с шарниров и удалить образовавшуюся ржавчину;
  • стереть старый смазочный материал и убрать грязь мелкой шкуркой;
  • обработать поворотную ось пастой для шлифования;
  • устранить остатки пасты растворителем и очистить отверстие шарнира;
  • нанести новый слой смазки.

Правильно выбранные по размерам и материалу петли обеспечивают долгий срок службы. Своевременный уход за фиксаторами способствует удобству эксплуатации и предотвращает появление ржавчины.

Пошаговое руководство по установке ворот из профлиста

  1. Первым делом осуществляется разметка места для ворот.
  2. Далее выкапываются ямы для столбов глубиной не менее одного метра. Перед вкапыванием опоры обрабатываются грунтовкой против коррозии.

Ямы для столбов можно выкапывать вручную или с использованием бура

Раствор для укрепления столбов необходимо хорошо утрамбовать

Чтобы ворота стояли ровно, перед установкой нужно выставить створку и подложить под неё камень или кирпич

Замки, украшения, кованые элементы устанавливаются на ворота из профнастила в последнюю очередь

Профлист хорош тем, что не требует покраски. Зато можно приобрести уже готовый материал, стилизованный под дерево или камень. Можно украсить ворота коваными элементами или другим декором — сверху или по полотну створок. Чтобы украсить ворота, можно фигурно обрезать верхний край, но потом его необходимо защитить профилем. При желании профлист можно разрисовать специальными красками, устойчивыми к внешним воздействиям. Свободно пользоваться воротами можно только через месяц после установки.

Выбор механизма

Основные виды гаражных петель

Стремительный технический процесс затрагивает многие аспекты нашей жизни, и даже петли для деревянных ворот (как и металлических) не являются исключением. Если раньше фурнитура для гаражных дверей была очень простой и однообразной, то сегодня можно найти множество видов различных петель, которые отличаются своими особенностями и достоинствами.

В таблице представлены основные виды.

 Шарнирные петли. В середине изделия, выполненного из стали, находится шарик, благодаря которому и осуществляется движение петли. Более подробно данный вид будет рассмотрен ниже.
 Цилиндрические. Также эта фурнитура называется петлями с подшипником. Она крепится к специальной опоре посредством сварки металлов. Ввиду особенностей конструкции и крепления на воротах, цилиндрические петли с опорным подшипником хорошо подходят лишь для распашных ворот с небольшой массой – суммарная нагрузка не должна быть более 400 килограмм на каждую петлю. В противном случае высока вероятность поломки.
 Цилиндрические усиленные. Эти приварные петли являются улучшенным вариантов рассмотренных ранее петель – они отличаются более усовершенствованной структурой и оптимальным распределением нагрузки. Максимальная масса, которую может держать одна такая петля без каких-либо последствий составляет порядка 600 килограмм, поэтому усиленные цилиндрические петли можно использовать для монтажа тяжелых ворот.
 Сквозные. В том случае, если петли для гаражных ворот по определенным причинам нельзя установить путем сварки или привинчивания к поверхности, используются петли сквозного типа. Для установки такой фурнитуры в конструкции ворот высверливаются на всю длину монтажные колонны, в которые продевается часть петли. После этого она прочно закрепляется при помощи гаек подходящего размера. Из-за такой схемы крепления сквозные гаражные петли рассчитаны на нагрузку не более 200 килограмм.
 Накладные. Это наиболее востребованные среди владельцев гаражей петли для ворот, которые получили такую популярность благодаря своей высокой надежности, прочности и износостойкости. Еще одно достоинство накладных петель – полное отсутствие скрипа при открывании и закрывании створок. Такая фурнитура полностью берет на себя нагрузку от дверных створок и не дает им провисать. Также накладные петли еще и взломостойкие.
 Кованые. Это старинный вид гаражных петель, который появился на свет многие столетия назад и применялся для удержания створок деревянных ворот. Несмотря на это, петли кованого типа часто используются и сейчас, в том числе и для создания дизайнерских решений. Некоторые современные модели кованых петель ничуть не уступают другим.

Какие петли на ворота выбрать из такого разнообразия? Если у вас уже плывет перед глазами от широкого ассортимента современных магазинов, читайте дальше, чтобы узнать правила выбора.

Почему шарнирные петли так хороши

Нельзя не отметить тот факт, что шарнирные воротные петли отличаются высокой популярностью. Она во многом обусловлена многочисленными достоинствами таких петель, которые приведены ниже:

  • Легкость, плавность и бесшумность поворота при условии регулярного смазывания.
  • Шарнирные петли для металлических ворот обладают высокой стойкостью ко взлому.
  • Способность выдерживать большую нагрузку, особенно у петель с большим шарниром.
  • Отсутствие вероятность самопроизвольного закрывания и открывания (при условии правильной установки ворот для гаража в вертикальной плоскости).

Указанные выше положительные качества позволяют устанавливать шарнирные петли на ворота из профнастила. Так, шарниры, которые устанавливаются внутри петель, изготавливаются из прочных и надежных металлов с достойными эксплуатационными характеристиками. Благодаря этому увеличивается не только возможная нагрузка на петли со стороны тяжелых дверных створок ворот, но и продолжительность их службы.

Цилиндрические гаражные петли разных размеров

Важно правильно подобрать количество и параметры шарниров, исходя из массы двери ворот, например:

  • Для легкой калитки из профнастила достаточно одного шарнира на петлю с диаметром 25 мм.
  • Для стандартной воротной двери придется выбирать петли с шарнирами диаметром от 35 мм.
  • В случае, если планируется установить массивную гаражную дверь, необходимо увеличивать не только диаметр шарнира, но и количество таких шариков в одной петли (до 2-3 штук на створку).

Инструкция по установке петель на гаражные ворота

Рассмотрим установку на примере самой распространенной цилиндрической петли на шарикоподшипнике. Сначала надо приварить ушки к петлям, на которые и будем крепить их к полотну и коробу ворот:

  • вырезаем болгаркой металлические пластины ушки по размеру петель, которые усилят жесткость крепления;
  • две крепежные пластины кладем горизонтально, зазор между ними 2 – 3 мм;
  • по центру между пластинами укладываем петлю;
  • крепим с двух сторон петлю к пластинам сваркой;
  • аналогично готовим и все остальные петли ворот;
  • теперь надо выставить строго по уровню ворота и закрепить их подпорками.

Очень важно при установке выставлять петли строго по уровню, поэтому лучший вариант лазерный уровень, а не обычный водяной

  • прикладываем петли и отмечаем места крепления на полотне и на каркасе ворот;
  • начинаем приваривать петли с нижней петли, сразу шов не свариваем, а лишь прихватываем, чтобы была возможность выставить по уровню;
  • порядок точечной сварки на прихватке – верх, низ, центр;
  • вначале крепеж привариваем к полотну, а потом к коробу ворот;
  • еще раз выставляем ворота и проверяем на свободное открытие и закрытие.

Если все нормально, то можно окончательно приварить петли горизонтальным и вертикальным сплошным швом. Вертикальный шов – движение всегда снизу вверх.

Различие петель по формам

Способ крепления петли напрямую зависит от ее формы. Различают три разновидности:

  1. Цилиндрические считаются базовыми петлями. Они имеют обычную форму и легко крепятся к различным поверхностям. Причем они обычно плотно прилегают к воротам. Они имеют округлую форму, легко поворачиваются, не касаясь углов.
  2. При установке квадратных петель нужно отступить шаг от рамы, иначе они будут задевать ее углами. Данные петли выбирают для ворот исходя из дизайнерской задумки. Они не очень заметны на воротах и имеют необычный внешний вид. К минусам данного типа можно отнести сложность крепления, так как получается большой отступ между столбами и створкой.
  3. Шестигранные петли напоминают квадратные, но они считаются более удобными в использовании. У них удобный способ крепления. Шестигранные изделия отличаются своей надежностью в эксплуатации.

Чертежи и схемы

Некоторые предпочитают самостоятельно изготавливать воротные петли. Однако перед этим надо сделать схему изделия, при разработке которой учитывают следующие параметры:

  • Прочность и диаметр сечения. При определении этих параметров учитывается масса ворот, которые будут установлены в гаражном помещении. Например, если они будут сделаны из металлического листа толщиной пять миллиметров, придется устанавливать петельки с диаметром сечения 2-4 сантиметра.
  • Длина. Если гараж закрывается тяжелыми воротами весом более двухсот килограмм, привариваются петли длиной 20-25 сантиметров. Благодаря этому размеры сварочного шва не превысят девяти сантиметров.
  • Зазор. Часто владельцы гаражей сталкиваются с подклиниванием ворот при открытии. Чтобы избавиться от этой проблемы, между отверстием и осью делается зазор в полмиллиметра.

Выбираем материал для гаражных петель

Петли для гаражных створок производятся из металлического профиля, черной стали либо низколегированных сплавов. При выборе материала для фиксаторов необходимо учитывать марку стали корпуса, чтобы она смогла обеспечить качественную свариваемость со стальным каркасом. Детали из черной стали привариваются с помощью электросварки путем обработки по периметру корпуса либо фланцевых пластин. Петли из легированных материалов привариваются точечно аргоновой либо углекислотной сваркой.

Значительных достоинств, из-за которых стоит крепить ворота на петли из нержавейки, не имеется, за исключением того, что они не подвержены образованию коррозии. Кроме того, коэффициент трения в данных шарнирах выше, чем у стали углеродистого типа со стандартными характеристиками.

Пошаговый алгоритм сварки

После того как все сложено и приготовлено, можно начинать заниматься приваркой петель к воротам. Поэтапно это выглядит так:

  1. Сначала петли равномерным непрерывным швом привариваются к платикам. Так называется пластина из прочного железа, служащая своего рода распределителем нагрузки. Толщина и ширина подбирается исходя из тяжести и размера конструкции ворот.
  2. После подготовки петель необходимо правильно установить ворота. Они должны стоять в проёме идеально точно во всех плоскостях. Незаменимым помощником при регулировке положения створок послужит длинный строительный уровень.
  3. Когда подобрано необходимое положение конструкции, следует предварительно смазать петли густой автомобильной смазкой, например, солидолом или его аналогом. Это делается для придания лёгкости и плавности ходу петель после их монтажа.
  4. Далее необходимо расставить отметки расположения шарниров. Делается это строительным карандашом или мелком. Петли должны быть расположены на расстоянии 30 сантиметров от верхнего и соответственно нижнего краёв конструкции створок.
  5. На размеченные участки несколькими каплями металла привариваются петли. Это делается для фиксации воротной конструкции. После этого надо попробовать несколько раз открыть и закрыть ворота. Если где-то обнаружится перекос или неровность, исправить положение поможет молоток, которым отбивают петли. Затем они приваривают заново с учётом выявленных отклонений.
  6. Когда ворота будут открываться и закрываться как положено, следует полностью приварить петли по всей длине. Необходимо добиться ровных непрерывающихся швов. Начинать сварочные работы необходимо с нижнего шарнира.

Выбираем петли

Выбор осуществляется с учётом размера и массы створок. Например, к воротам для гаража из металла потребуются более прочные петли с опорным подшипником, чем для калитки. В магазинах предлагают разнообразные виды:

  1. Каплевидные с опорным подшипником рассчитаны на вес до 400 кг.
  2. Цилиндрические благодаря усилителю, который работает как распределитель нагрузки, и опорному подшипнику обеспечивают лёгкость открывания при нагрузке до 600 кг.
  3. Сквозные выбираются, если невозможно приварить петли или закрепить болтами. Фиксация производится с помощью сквозного отверстия в стойке. К створке крепятся гайками. Максимальная нагрузка до 200 кг.
  4. 3-хсекционные трудно взломать, используются для навески тяжёлых створок.
  5. Кованые функциональны, и применяются как украшение деревянных ворот.
  6. Стальные петли-стрелы часто устанавливают на гаражные ворота, сделанные из толстого металла.
  7. Петли с возможностью регулирования по высоте полезны, если положение опорных стоек может изменяться.

Разновидности

По стандарту ГОСТ петли подразделяются на:

  1. Цилиндрические, имеющие опорный подшипник (или с эксцентриком);
  2. Цилиндрические, имеющие усиленную конструкцию;
  3. Сквозные;
  4. Скрытые;
  5. Трехсекционные накладные.

Цилиндрические оснащены шариком, или, по-другому, подшипником. Они хорошо подойдут для монтажа нетяжелых стандартизированных ворот. Но стоит запомнить, что нагрузка на все петли должна составлять не более 400 кг. Это максимально удерживаемый вес. Его нужно уточнять во время покупки, так как для каждого вида петель он свой

Поэтому важно обязательно знать этот показатель

Они стандартны как по форме, так и по внешнему виду и выглядят, как цилиндр, состоящий из двух частей. Соответственно, на одной части располагается штырь, который вставляется во вторую часть. Однако петли с опорными подшипниками оснащены еще и шариком. Этот шарик расположен во второй части, в которую вставляется штырь.

Шарик обеспечивает более плавную работу при большой нагрузке. К тому же в противоположной стороне от подшипника часто имеется специальное отверстие, закрывающееся заглушкой. При необходимости ее снимают и смазывают конструкцию. Также иногда встречаются модели, когда подшипник расположен по середине и две части как бы скользят по шарику, обеспечивая легкое открытие и закрытие створок. Минусом является сложность в смазывании, так как придется немного приподнимать створку.

Цилиндрические усиленные (с крыльями) петли выдерживают большую нагрузку, доходящую до 600 кг. От обычных цилиндрических их можно отличить по внешнему виду и наличию добавочных деталей (пластины крепления). Это позволяет принять каркасу, створке и воротным опорам вес всей конструкции равномерно. Крепятся они сваркой или прикручиваются саморезами и обеспечивают раскрытие в двух направлениях.

Изготавливаются они из более прочного металла и поэтому способны выдерживать большую нагрузку. К тому же стенки со стержнем более толстые, чем обычно, потому увеличена их несущая способность. Подшипники у таких моделей всегда маркируются.

Сквозные (навесные) крепления подходят в том случае, если нет возможности обеспечить сварочный или винтовой крепеж. Чтобы их прикрепить, придется просверлить опорную колонну ворот и воспользоваться саморезами или гайками. Однако петли отличаются небольшой массой максимально удерживаемого веса, доходящего только до 200 кг. Бывают правосторонними и левосторонними. Ими можно оснастить навесы.

Сквозные петли имеют стержень, проходящий насквозь. Самые простые конструкции подразделяются на три основных элемента: штырь, чтобы соединить две половинки, и две петли. В более сложных вариантах элементов может быть намного больше. Чтобы защитить штырь от вынимания снизу, устанавливают (приваривают или прикручивают) заглушку. Если ее нет, то сверху на штырь приваривают специальный ограничитель.

Накладные трехсекционные (магнитные) крепления целесообразны, если створки очень тяжелые.

Они подходят для ограждений и отличаются:

  1. Высокой износостойкостью и надежностью;
  2. Не дает полотну провиснуть, так как берут на себя практически всю нагрузку;
  3. Легко и без шума раскрываются и захлопываются;
  4. Самые защищенные от взлома из всех видов.

Их можно перепутать со сквозными, но относятся они к цилиндрическим. Посередине имеются два штыря, которые смотрят в разные стороны друг от друга. С двух сторон на них крепят пустые подшипники и приваривают.

Эти петли буквально прошли проверку временем, так как впервые эта конструкция была создана уже много сотен лет назад

В наши дни они привлекают внимание благодаря своему необычному и симпатичному дизайну. Бывают любой формы, выполняются в виде разных фигур

Выгоднее всего сочетаются со створками из дерева и металла.

Петли-стрелы бывают шарнирными и полушарнирными и подходят для достаточно увесистых и габаритных ворот.

Они могут быть:

Различия петель по форме:

  1. Цилиндрические. Фиксация петель очень плотная на любых воротах. Они имеют округлую форму и легко оборачиваются, ничего не задевая;
  2. Квадратные. Форма довольно специфичная, поэтому для монтажа требуется небольшой отступ от рамы. Фиксируются более надежно, мало заметны на полотне, имеют привлекательный вид;
  3. Шестигранные. Похожи на квадратные модели. Фиксируются примерно между цилиндрическими и квадратными, то есть они универсальны;
  4. Каплевидные. Подходят для деревянных и металлических ворот. Они очень устойчивые и отличаются высокой прочностью. И, ко всему прочему, достаточно привлекательны внешне.

Как правильно приварить?

Петли, имеющие открытое расположение, лучше сварить одну напротив другой. Делается это с целью устойчивости к взломам. Если петли будут поддевать снизу, их все равно невозможно будет снять.

Необходимое оборудование и детали:

  1. Выбранные петли;
  2. Пластины монтажные;
  3. Болгарка с электродами;
  4. Молоток;
  5. Средства личной защиты: защитные перчатки, маска и одежда.

Последовательность действий:

  • Берем конструкцию и располагаем ее на ровной поверхности. Намечаем места, где будут располагаться крепежные элементы;
  • Сами петли смазываем солидолом;
  • Берем створку и ставим ее по отвесу в вертикальном положении;
  • С помощью точечной сварки прихватываем две части петли;
  • Проверяем расположение осей петель;
  • Прихватываем верхнюю петельку;
  • Проверяем наличие зазоров и щелей, качество хода створок;
  • Привариваем все окончательно;
  • Зачищаем место варки, используя болгарку, и окрашиваем краской.

В во время сварочных работ необходимо контролировать прохождение тока, чтобы в петлях не образовалась прихватка. Сам процесс лучше проводить крест-накрест для компенсации сварных деформаций.

Полезные советы при сварке петель:

  • Для прямых петель положение при сварке лучше выбрать горизонтальное;
  • Перед началом работ берем подложку и кладем ее под створку, точнее, под ее нижнюю область. По размерам подложка должна быть примерно ½ от петли. Верхнюю область створки нужно придержать с поперечной грани рукой;
  • Чтобы равномерно распределить массу на петли, к ним можно приварить добавочные монтажные металлические пластины;
  • К столбам округлой формы делают 5-миллиметровый наружный выпуск. К столбам прямоугольной формы фиксируют на одном уровне с поперечной гранью опоры;
  • Петли целесообразнее сваривать дважды со всех сторон по очереди малыми прихватами;
  • Прикладываем деревянный брусок к петлям. С помощью него можно их выровнять, и только потом приварить;
  • Перед внутренним привариванием нужно проверить, насколько плавно идут створки. Если движения похожи на рывки, то делаем еще несколько прихватов снаружи;
  • Перед тем, как окончательно приварить петли, нужно закрыть створки и подложить под них подложку. Таким образом полотно не провиснет и сварка будет правильной;
  • Шов от сварки идет по направлению снизу вверх;
  • Пока сварочные швы полностью не остынут, ворота открывать нельзя;
  • Скрытые крепления должен устанавливать профессионал.

Ворота из профнастила:

  1. Необходимо смастерить перемычки, идущие параллельно по вертикальной стороне створок;
  2. Перемычки нужно зафиксировать там, где будут привариваться петли. Должно получиться так, что створки поделены на три области;
  3. После фиксируем к перемычкам петли;
  4. Замаскировать следы перемычки и область сварки можно небольшими кусочками профнастила.

Правила личной безопасности:

Важно убедиться в том, что аппарат для сварки функционирует исправно; Начинать варить можно только на абсолютно сухой поверхности; Рабочие вещи должны быть чистыми, без загрязнений горючими веществами, например, бензином или маслом; Если детали подвергаются давлению, их варить нельзя; На газовый баллон ни в коем случае нельзя класть тряпки, смоченные горючими веществами или с пятнами от них. Это может привести к пожару

Необходимые для работы инструменты

Сварка петель на ворота невозможна без использования определенного набора инструментов. Так, перед тем, как начать процесс монтажа, необходимо подготовить следующие наименования:

  • сварочный аппарат;
  • молоток и рулетка;
  • строительный уровень;
  • защитная маска;
  • защитные перчатки.

Также необходимо подготовить сами петли, необходимые для установки. Проследите за тем, чтобы они были высокого качества. Даже монтаж по всем правилам не сможет обеспечить хороших эксплуатационных свойств, если сами петли низкого качества. Поэтому следует правильно выбрать петли для установки на ворота.

Монтаж петель на железные ворота

Всегда используйте средства защиты при работе со сварочным аппаратом – маску и перчатки. Они уберегут от проблем со зрением, а также предотвратят ожоги рук.

Необходимые инструменты и материалы

Перед тем как приварить петли на калитку, определяют их тип. Они бывают навесными, полушарнирными и шарнирными. Для тяжёлых ворот рекомендуется использовать большие шарнирные петли: имеющийся в них подшипник снижает трение внутри навеса, увеличивая его срок службы и облегчая открывание двери. Удобней всего работать с деталями круглого и шестигранного сечения, с навесами квадратного сечения работать сложнее.

Чем больше крепление, тем выше его несущая способность. Поэтому предварительно подбирают деталь с запасом прочности: слабые навесы будут деформироваться и разрушаться под нагрузкой. Но также требования к прочности петель выше у тех ворот, которыми пользуются чаще – правильно приварить массивные петли даже на небольшую калитку, если её постоянно открывают-закрывают. Материалом навесов выбирают только высокопрочные сплавы.

Для приварки петель по месту используют платики – металлические пластины, крепящиеся на верхнюю и нижнюю части навесов для обеспечения надёжности соединения. Высота одной пластины должна равняться высоте петли, ширина подбирается из условий монтажа.

Например, для гаражных ворот 2,5 х 2,5 м используют элементы 80 х 80 мм.

Шарнирные петли продаются в строительных магазинах. Изделия заводской сборки поставляются с уже приваренными платиками. Впрочем, изготовить элемент по чертежу можно в условиях частной мастерской.

Определившись с будущими узлами, можно начинать подготовку к работе. Для этого потребуются следующие инструменты:

  • уровень;
  • рулетка;
  • молоток;
  • монтажные подкладки (доски, кирпичи, гайки с болтами);
  • шлифовальная машинка («болгарка»);
  • щётка по металлу;
  • смазка (солидол или литол);
  • сварочный аппарат;
  • сухие электроды диаметром не менее трёх мм;
  • средства индивидуальной защиты.

При проведении сварочных работ исполнитель обязан выполнять требования техники безопасности. Запрещено:

  1. Производить работы на неисправном сварочном аппарате.
  2. Подключать оборудование к незаземленному источнику тока, а также к источнику тока ненадлежащей мощности.
  3. Вести сварку вблизи легковоспламеняющихся материалов, взрывоопасных веществ.
  4. Работать без средств индивидуальной защиты, в горючей одежде. К средствам индивидуальной защиты относятся: маска, рукавицы (или краги), обувь. Во время работы рекомендуется носить костюм сварщика.

Что подразумевается под сквозным завесом?

Сквозь данные завесы проходят стержни. Они, как правило, состоят из трех элементов. Две половины изделия соединяет специальный штырь. Имеются две петли: правая и левая. Петли легко собрать по аналогии с конструктором.

Выпускаются также петли с большим количеством составляющих элементов. Некоторые люди специально устанавливают шариковый подшипник между петель. Ворота начинают раскрываться более плавно, чем до внедрения изменений. Чтобы штырь не выскользнул, используют заглушку, тогда разобрать всю петлю становится непросто. Если заглушки нет в комплекте, тогда над штырем устанавливается ограничитель.

Особенности петель на ворота

Выбор петель определяется в каждом случае индивидуально для конкретных створок и опор, они должны соответствовать следующим основным критериям:

  • максимально допустимая нагрузка на петли должна, как минимум, на 30% превышать нагрузку, создаваемую совокупным весом ворот;
  • максимально возможный угол открывания должен соответствовать требуемому углу раскрывания;
  • петли должны быть изготовлены из качественной стали;
  • предусмотренный конструкцией способ крепления должен быть технологически применим к конкретным опорам;

при предъявлении повышенных требований к плавности и легкости открывания и закрывания необходимы петли, укомплектованные подшипниками качения.

Предъявляемые требования

Подразделение элементов обеспечивается по назначению и устройству:

  1. Если они изготовлены в виде цилиндра с опорными подшипниками, то крепить петли такой конструкции рекомендуется для поддержания веса среднего размера полотен. Их можно использовать, когда нагрузка не превышает 400 кг.
  2. При изготовлении усиленной фурнитуры применяют опорный подшипник, соединенный двумя пластинами. Такие элементы выдерживают 125–600 кг. В производстве используется высокопрочная легированная сталь с обработкой от ржавчины.
  3. Для облегченной нагрузки в пределах 200 кг. Фиксация осуществляется просверливанием отверстия в стойке для крепления завеса с использованием гаек.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий