Правила и советы для создания откатных подвесных ворот своими руками

Монтаж и регулировка зубчатой рейки

На качественных заводских изделиях ее монтаж можно сделать вообще без сварочных работ. Там в комплекте идет специальный С-профиль.

Его по уровню крепите через саморезы в нижней части ворот, а уже в пазы вставляете бобышки.

Передвигаете их каждый на свое место и затягиваете болты.

Если у вас нет такого технологического крепежа и все приходится делать по старинке на сварке, тогда следуйте следующей инструкции.

Первым делом выставляете сам привод на швеллер фундамента и смотрите по высоте, где будет находиться звездочка. Может вам даже придется нарастить высоту площадки, чтобы все идеально совпало.

Только после этого закрепляете привод на болты, но не затягивайте через чур сильно.

Зубчатые рейки идут длиной по 1м. У каждой из них имеется овальное отверстие.

В него и вставляются эти самые бобышки – широкой стороной к рейке, узкой к воротам.

Первоначально выставляете их посередине и затягиваете. Далее разблокируете привод, максимально открываете ворота и примеряете рейку так, чтобы между ее концом и шестерней, впоследствии поместился концевик.

В этом положении сваркой прихватываете первую бобышку.

Сдвигаете ворота, чуть-чуть не доходя до последней бобышки, и прихватываете ее. При этом контролируйте, чтобы первая и последняя находились на одном уровне.

В последнюю очередь привариваете среднюю бобышку. Все это время рейка лежит на шестерне.

Прокатываете ворота дальше и ставите следующую рейку.

Ошибка №9
Здесь самое главное правильно состыковать две рейки между собой.

Для точной регулировки зубьев между двумя верхними, подкладываете снизу еще одну свободную рейку или кусок от нее, тогда все зубцы будут совпадать идеально и никаких щелчков и стуков при движении ворот не будет.

Процесс повторяется со всеми отрезками рейки. После того, как все прихватили, и покатали туда-сюда ворота, можно все это дело окончательно обваривать.

Ошибка №10
Делать это строго по порядку расположения бобышек не рекомендуется.

Сначала завариваете первую, затем ту, что посередине всей воротины, потом последнюю. И так далее. В этом случае меньше шансов на то, что металл поведет.

При этом некоторые советуют приваривать рейку к нижнему профилю ворот, а не к направляющей, которая бегает по роликам. В противном случае, при недостатке опыта, у вас все выгнется дугой, и направляющая примет форму банана.

Кроме того, профиль ворот живет гораздо дольше нижней балки и при ее замене, вам не потребуется переделывать крепеж нижней рейки. Чаще всего балка “умирает” в конце зимы или начале весны.

Главный враг сдвижных ворот – снег. Поэтому всегда убирайте его со стороны отката. При температуре +-1С, снег перемерзает и раздавливает балку изнутри.

Она в свою очередь начинает ломать ролики. Лучшее средство от снега – сделать пенал, внутрь которого будет заезжать воротина. Ну или разориться на теплый пол для улицы.

Многие говорят про правильный зазор между шестерней и зубчатой рейкой. Как он регулируется и выставляется? Очень просто.

Открываете ворота и ослабляете первый болт на бобышке, дабы он самостоятельно принял свое положение. После этого смазываете резьбу и затягиваете его.

Без смазки, резьба через 5 лет ржавеет и болт отламывается на этом самом месте.

Далее сдвигаете воротину до конца первого участка рейки, ослабляете и затягиваете третий болт. После этого, тот, что посередине.

То же самое проделываете со второй и другими рейками, постепенно сдвигая ворота. А в самом конце капитально протягиваете крепеж мотора, который до этого был затянут не слишком сильно.

В итоге у вас и получится тот самый рекомендуемый производителями зазор между зубчатой рейкой и самой шестеренкой. Самое главное, чтобы рейка не давила на шестерню.
Если при этом никакого видимого зазора нет, но она просто свободно лежит на шестеренке, тоже нормально.

На этом механическая часть закончена, приступаете к монтажу и настройке электропривода.

Плюсы и минусы самодельных конструкций

Популярность самодельных откатных ворот обусловлена их следующими достоинствами:

  1. Плавным и тихим движением створок.
  2. Большим сроком службы.
  3. Наличием автоматизации.
  4. Устойчивостью к механическим и погодным воздействиям.
  5. Удобством эксплуатации.

При желании владелец объекта может закрепить на воротах сигнальные лампы с датчиками движения.

Список недостатков состоит из таких пунктов:

  1. В процессе монтажа приходится дополнительно бетонировать столбы.
  2. Чтобы избежать перекрытия калитки, для свободного отката нужно обустроить дополнительное место.
  3. Система роликов нуждается в тщательном обслуживании и очистке от загрязнений.

На самодельные ворота можно установить сигнальную лампочку.

Изготовление ворот из пиломатериала

Для формирования каркаса потребуются доски толщиною 40 или 50 мм и шириною 150 мм. Лучше, если они будут сосновые. Их так же, как и в случае с профильной трубой, подрезают под ширину и высоту воротного проема.

Также на ровной плоскости, или на выставленных в одной горизонтальной плоскости кирпичах или блоках их собирают в каркас. Единственное отличие – соединение и крепление. Для этого концы стыкуемых элементов придется подготовить. То есть создать соединение – в пол доски. На фото ниже этот способ показан

Здесь очень важно точно выдержать размеры запилов. Для увеличения прочности крепления можно использовать металлические уголки, которые устанавливаются по углам каркасной конструкции. Соединение в пол доски

Соединение в пол доски

После чего все элементы собираются в прямоугольную конструкцию и соединяются между собой саморезами. Вместо последних можно использовать болты, под которые придется высверлить отверстия.

Далее для придания жесткости собранных створок устанавливаются промежуточные элементы. Вариантов в плане конфигурации расположения этих элементов здесь также немало. Добавим, что в их качестве можно использовать доски толщиною 25-30 мм. Если обшивка деревянных ворот – доски, то промежуточный элемент может быть один, установленный по диагонали полотна. Жесткость создастся за счет самой обшивки.

Что касается последней, то чаще всего доски устанавливаются по вертикали. Их верхние торцы можно сделать прямыми, скругленными или придать любую другую формы для повышения декоративности деревянных ворот. Крепление – саморезы или болты.

Схема монтажа

Процесс самостоятельного обустройства сдвижного проема начинают со сборки и навешивания приобретенных заводских комплектов выбранной модели.

Схема сдвижного портала

Фиксация направляющей

Первым делом надо закрепить направляющую над проёмом (проезжей частью). В ту из сторон, куда происходит откат, отложите направляющую, равную длине проёма. Направляющую закрепляйте надежно, так как прогибы её совершенно недопустимы. Одним из проверенных способов — приваривание направляющей балки к полке швеллера, зафиксированного в стене дюбелями или анкерами.

На следующем этапе необходимо с роликовых кареток из обычного комплекта фурнитуры откатных ворот срезать пятки. Затем соедините при помощи сварки получившийся крепеж «ухо-вилка» с каркасом полотна или створки в зависимости от выбранного типа сдвижной конструкции. Разнос кареток по ширине определяйте по месту.

Ограничители

Для того, чтобы избежать боковых качаний створки, её надо зафиксировать при помощи ограничителей. Кроме того, при необходимости можно прибегнуть к подрезанию и расточению отверстия для увеличения диапазона регулировки. Ограничить ход роликовых кареток можно, наварив куски арматуры или прутки на щель направляющей, другой вариант — с одной из сторон в качестве стопора установите ролик из комплекта фурнитуры – так будет гораздо больше выкатывать полотно створки из направляющей балки при осмотре или сервисном ремонте. Торцы направляющей закройте специальными заглушками.

Если Ваши ворота в высоту больше, чем 4 метра, то рекомендовано зафиксировать низ сдвижного устройства уже не ограничителями, а такой же направляющей, как и сверху. Для этого по низу полотна приварите направляющую, в которой будет ходить роликовая каретка, установленная сбоку от въезда, желательно на регулировочном столбе, чтобы можно было регулировать ее высоту.

Принцип действия подвесных ворот

Откатные ворота с верхним подвесом

Конструктивно подвесные откатные ворота представляют собой конструкцию, предназначенную для закрывания проезда во двор дачи или частного дома путем перемещения глухого полотна по направляющим профилям. Движение мобильной части производится вдоль поверхности забора за счет мускульного усилия или электропривода.

Общее устройство сооружения:

  • Полотно. Состоит из горизонтальных и вертикальных труб, образующих прямоугольник и диагональные профили усиления, служащие для стабилизации формы ворот. С внешней стороны каркаса прикрепляется обшивка — штакетник, древесно-композитные рейки, поликарбонат или профнастил.
  • Верхняя подвесная балка (консоль). Представляет собой стальной профиль с проемом для размещения и движения роликовых блоков. Выполняет функцию направляющих для перемещения полотна.
  • Кронштейны. Изделия Г-образной формы, соединяющие верхнюю балку с опорными стойками.
  • Подвесные каретки. Закрепляемые на каркасе полотна блоки из 4-6 роликов, обеспечивающих ровное и плавное качение по направляющим.
  • Опорные столбы. В зависимости от ширины проема устанавливается 2-3 стойки, забетонированные в земле на глубине не менее 150 см.

Процесс установки направляющей и фурнитуры своими руками

Достоинство классических откатных ворот в том, что полотно не является силовой конструкцией и может быть выполнено практически из любого материала.

Направляющую стоит крепить к верхней балке либо стене с помощью кронштейнов так, чтобы рабочая ее часть, по которой планируется езда роликовых опор, была повернута вниз. При этом свободный конец направляющей, который равняется ширине конструкции, обязательно должен выходить за пределы проема.

В случае, если стандартной направляющей, которая имеет длину 6 м, не хватает для подобной цели, есть смысл подумать о том, чтобы приварить к ней кусок соответствующей длины. Направляющая выравнивается с помощью регулировочных винтов на кронштейнах. При этом стоит также пользоваться уровнем.

Далее роликовые опоры (которые иногда могут называться тележками) крепятся к верхней части конструкции с двух сторон на раму. Ворота подвешиваются, при этом роликовые опоры заводятся внутрь направляющей, после чего устанавливаются заглушки, которые будут идти в комплекте. При желании можно будет установить комплект автоматики и подключить его в соответствии со схемой, которая будет приведена в паспортной документации.

Схема монтажа направляющей рельсы (только для ворот с опорой на пол).

Далее можно поставить такие дополнительные элементы, как ручка либо замок.

Откатные подвесные ворота являются достаточно надежными и современными. В случае, если их правильно эксплуатировать, срок службы может составить как минимум 15 лет.

Помимо подвесных ворот, можно также подумать над тем, чтобы изготовить консольные ворота, которые выполняются по тому же принципу, однако имеют направляющую балку, которая устанавливается на любой возможной высоте. Их отличие от подвесных в том, что консольная конструкция не будет ограничивать высоту проезда.

Чтобы избежать появления боковых качаний, необходимо створку ворот зафиксировать с помощью ограничителя. При надобности его можно будет подрезать, либо расточить отверстия для большего возможного диапазона регулировки.

Схема крепления нижних направляющих роликов (только для ворот с верхней подвеской).

Ограничение хода кареток может быть достигнуто с помощью наваривания куска арматуры либо прутка на щель направляющей. С одной стороны в качестве стопора есть возможность установить накатной ролик из имеющегося комплекта – это позволит с легкостью выкатывать полотно из направляющей в случае надобности (к примеру, для сервисного обслуживания либо выполнения каких-либо ремонтных работ). Торцы направляющей можно будет закрыть при помощи специальных заглушек.

В случае, если планируется изготавливать ворота большой высоты (более 3-4 м), рекомендуется производить фиксацию низа конструкции уже не с помощью использования ограничителя, а такой же самой направляющей, как и сверху.

В подобном случае по низу полотна необходимо приварить направляющую, в которой будет ходить каретка, установленная сбору от проема. При этом она должна быть желательно на регулировочной опоре. Это может понадобиться для того, чтобы была возможность регулировать ее по высоте.

Установка ворот своими руками

Если створки ворот по планировке не должны иметь большой вес, то в качестве материалов для опорных столбов идеально подойдут металлические трубы круглого или квадратного сечения диаметром 80 или 100 мм. Их будет вполне достаточно для обеспечения надёжности конструкции. Хотя если проще найти трубы большего диаметра, то можно использовать и их.

Монтируются опорные столбы, как правило, бетонированием. Их забивают на глубину до 1,3 метра в землю. Но перед этим необходимо на уровне 80-90 см выкопать яму для заливки бетона. То есть, забить столб следует на 50 см, остальная часть будет залита раствором.

Есть и альтернативный способ установки опорных столбов:

  • бурят скважину нужного диаметра и длины;
  • столбы кувалдой забивают в отверстия, при этом постоянно с помощью строительного уровня контролируют вертикальное положение;
  • опоры соединяются с уже установленными стояками забора на участке;
  • к опорам привариваются петли, места для которых предварительно определяются;
  • створки взвешиваются на опорные столбы для проверки правильности схождения.

Работы делаются поэтапно:

  1. Для начала проделывается отверстие глубиной до 2 метров и диаметром до 250 мм. Точные размеры будут зависеть от габаритов столба и его сечения.
  2. На дне нужно сделать 10 см песчано-щебневую подушку и тщательно её утрамбовать.
  3. Засыпается такого же объёма песчано-гравийная подушка, которая также утрамбовывается.
  4. Финальным этапом будет заливка раствора (бетонирование конструкции). Пока бетон полностью не застыл, столбы выставляются по уровню. Зафиксировать их положение необходимо с помощью клинков. Полное застывание бетона длится на протяжении 1-2 недель.

Вся работа делится на несколько этапов После засыпки песчано-гравийной подушки в отверстие забивается так называемый арматурный стакан, в который и устанавливается столб. Потом конструкция заливается бетоном. При этом фиксация с помощью клинков не понадобится, так как столб будет удерживаться в стакане. Нужно всего лишь подкорректировать горизонтальный уровень.

После того как бетон застыл (обычно понадобиться от 1 до 2 недель в зависимости от температурных показателей в определённом регионе), можно провести разметку и приварить петли. Они должны быть массивными, так как конструкция получается тяжёлая. Нельзя забывать и об отступе при сварке петель для того, чтобы створки могли свободно открываться. Просчитать нужно и возможность смещения грунта в связи с таянием снега или долгих сезонов дождей. В этом случае стоит добавить ещё несколько сантиметров зазора.

Для того чтобы избежать деформаций столбов, их можно дополнительно укрепить с помощью балки в нижней части. Её можно спрятать в грунт. Конструкция будет ещё более жёсткой, если дополнительно установить раму сверху столбов, но в этом случае микроавтобусы, грузовые машины и специализированная техника не смогут проехать.

Выбор материала

Одним из самых распространенных материалов для изготовления является металл. Также применяется профлист. Зачастую используется пластик, который приобретается в виде отдельных панелей, а затем собирается в цельное полотно. Используется принцип «паз-гребень». Если имеется цель сохранения тепла внутри помещения, за основу полотна можно взять сендвич-панели.

Выбор фурнитуры

Роликовые ворота с противовесом

Навесные откатные ворота своими руками дополняются фурнитурой. При выборе деталей учитывается ряд факторов.

К основным показателям следует отнести:

  • Вес полотна. Масса ворот может быть разной. Этот фактор оказывает влияние на функциональность роликов и зубчатой передачи. Обеспечение высококачественной эксплуатации возможно при установке опорных роликов на основе металла, которые берут на себя основную нагрузку. Чем выше вес полотна, тем большее количество опор этого типа применяется.
  • Ветровая нагрузка. Следует выбирать ролики, изготовленные из качественного металла.
  • Качество направляющей. Элемент воспринимает основную нагрузку. Качественное изделие должно обладать равномерным сечением и не иметь перекосов. Сколы или неровности могут вызвать блокировку роликов при движении.
  • Опорные балки. Основой изготовления должна служить прочная конструкционная сталь. Толщина выбирается в зависимости от веса полотна.

Какие нужны материалы

Ворота можно сварить из стальных профильных труб, соединив сечения с разными размерами. Но сейчас производят специальные Т-профили для откатных ворот, которые использовать гораздо удобнее — не нужно сваривать 2 трубы по периметру каркаса и заполнять щели герметиком. Это существенно экономит время и материалы, а поскольку самого шва нет, одновременно улучшается стойкость конструкции к коррозии.

Для изготовления откатных ворот понадобятся:

  • Т-профиль для внешнего каркаса полотна (можно заменить на трубу 60х40 и приварить к ней трубу 20х30);
  • профильная труба 20х30 для стоек и раскосов;
  • труба 60х40 мм для консольной части — хвостовика;
  • набор фурнитуры.

Весь металл зачистить, загрунтовать труднодоступные места антикоррозийной быстросохнущей грунтовкой. В хорошую погоду можно обработать все профили сразу.

Как сделать консольные откатные ворота

Эта конструкция хороша тем, что над проездом нет балок. Но она — самая дорогая в устройстве. Дело не столько в системе роликов, сколько в необходимости устройства фундамента с металлическими закладными, к которым затем будет крепиться консольная балка. Если столбы уже есть, фундамент заливается перед ним и вдоль забора на длину технического выноса, который необходим для компенсации нагрузки, создаваемой полотном.

Комплектация консольных ворот

Даже если делают консольные откатные ворота своими руками, комплект, состоящий из направляющей балки, роликов, концевых роликов и уловителей покупают обычно в фирме. Все запчасти рассчитываются исходя из размеров полотна, материала каркаса и типа обшивки: вес имеет существенное значение. Потому желательно со всеми этими параметрами определиться заранее.

Зная длину несущей балки, вы сможете рассчитать необходимый размер фундамента. По типу — это ленточный фундамент, котлован под него копают ниже глубины промерзания грунта (для каждого региона она своя), в который закладывают армированные опоры под пластины с роликами, а также устанавливают стойки. К этим стойкам затем крепится комплект верхних роликов, удерживающих полотно и не дающих ему раскачиваться.

Как рассчитать фундамент под крепление для консольной балки

Сложного при расчете ничего нет. Фундамент по длине равен почти половине длины пролета. Если пролет 4 метра (ширина проезда или расстоянием между столбами), то фундамент должен быть 1,8-2 м. Ширина его 40-50 см, глубина — ниже глубины промерзания грунта для региона.

Фундамент под консольную балку при строительстве откатных ворот

Котлован выкапывают еще на 10-15 см глубже — под гравийно-песчаную подушку. Этот фундамент армируют (по типу ленточного), в верхней его части к арматуре приваривается швеллер (18 или 20) и все это заливают бетоном. Швеллер выставляется в «нулевой» уровень, то есть он должен стоять на одном уровне с уровнем грунта или материалом, которым отделан двор.

Подготовленное армирование и закладной швеллер

Есть более дешевый и быстрый вариант, но по надежности он уступает описанному выше. В грунт вкручивают три винтовых металлических сваи, к ним приваривают швеллер.

Установка роликовых опор

К закладному швеллеру привариваются шпильки, к ним потом на болтовых соединениях крепятся платформы с роликами. Иногда можно встретить варианты, когда платформы приварены сразу к закладной. Это неправильно. Существует довольно большая вероятность того, что фундамент или столб забора даст усадку. Даже небольшое смещение — и ваши ворота работать не будут. Если ролики со шпилек можно снять, шпильки переварить и все собрать на место, то как корректировать если платформа приварена? Срезать? Сложно, долго, без гарантий. Так что лучше в этом случае делать все по правилам.

Пример крепления роликовых площадок

При покупке обратите внимание на роликовые каретки и на сами ролики. Это обязательно закрытые подшипники качения. Они обычно располагаются в два ряда по 4 штуки в каждом

Смазка в них должна быть морозостойкой — нижний предел температур -60°C. Осмотрите платформу, на которой они крепятся. Она должна быть стальной, литой, хорошего металла с оцинкованной поверхностью, покрыта защитной смазкой

Они обычно располагаются в два ряда по 4 штуки в каждом. Смазка в них должна быть морозостойкой — нижний предел температур -60°C. Осмотрите платформу, на которой они крепятся. Она должна быть стальной, литой, хорошего металла с оцинкованной поверхностью, покрыта защитной смазкой.

На ролики накатывается опорная балка, потому основную нагрузку несут они

Покатайте ролики. Все должны кататься без усилий, и не должны иметь люфта (не должны шататься из стороны в сторону). Тогда можно быть уверенным, что ворота будут ездить легко и откатной механизм будет работать продолжительное время (некоторые фирмы дают гарантию 10 лет). Ведь большая часть нагрузки приходится именно на ролики, потому их качество ключевой момент, как и сбалансированная конструкция полотна.

Остальные этапы монтажа более понятно будут описаны в фото-отчете: ворота собраны самостоятельно, без привлечения специалистов.

Итог

Металлические ПОВ – это доступная и надежная конструкция, которая подходит для помещений и на въезда на территорию. Самостоятельное изготовление таких ворот считается сложным процессом, но результат этого стоит. Функциональность ПОВ не зависит от погодных условий и температурных показателей. А если вы оснастите их автоматическим устройством, то их использование будет для вас еще приятнее.

Самостоятельная изготовка и монтаж ПОВ поможет вам существенно сэкономить семейный бюджет, но если вы не уверены в своих силах, тогда лучше воспользоваться услугами профессионалов.

Проголосовали более 344 раз, средняя оценка 4.2

Комментарии

Комментариев или отзывов пока к сожалению нет, но можно оставить свой …

Добавить комментарий Отменить ответ

Рекомендуем почитать

Ворота Разновидности входных ворот для складов и ангаров, технические требования к конструкциям Ворота присутствуют в каждом складе или ангаре, поскольку без них …

Ворота Конструктивные особенности рулонных и секционных ворот, какие лучше для гаража Каждый владелец автомобиля серьезно подходит к выбору ворот для …

Ворота Что делать и как открыть ворота автоматического типа? Как правило, автоматические ворота, устанавливаются для гаражей или …

Ворота Установка кирпичных столбов для ворот, что нужно для их монтажа, фундаменты,10 фото с процессом изготовления и примерами работ В любом доме ворота должны стать надежной защитой территории от …

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий