Постоянная система отопления
Оптимальный способ отапливать гараж — подключить его к общему контуру. Такой вариант имеет смысл, если гараж пристроен или является частью здания с общим отоплением. В других случаях нужно делать отдельную систему обогрева и вентиляции.
Когда стоит задача греть помещение продолжительное время, выбор лучше остановить на газовых и электрических котлах. Газовый обогреватель практичен и прост в обращении, топливо доступное и недорогое. Но имеется один нюанс — нужно выделить место под котельную и подключиться к газовой магистрали. Электрокотлы гораздо безопаснее, но такой источник тепла нельзя назвать дешевым. Именно по этим причинам сегодня все реже автодома топят постоянно.
А еще нужно вспомнить о дровяном отоплении. На данный момент твердое топливо — это самый экономичный вид. Существуют разные варианты таких систем: пиролизное горение, обогреватели, сделанные своими руками, либо всевозможные буржуйки и камины. В продаже можно найти полностью автоматизированные пеллетные котлы с подачей топлива без участия человека.
Трудно выбрать, какая из постоянных систем отопления будет экономичнее — при расчете нужно учитывать не только цену покупки и монтажа оборудования, но и заранее продумать, во сколько обойдется эксплуатация и сырье. Нужно сказать о том, что для каждого региона нашей необъятной родины подойдут различные отопительные системы. В местах с избытком дерева выбор падет на твердотопливные агрегаты. В газифицированных районах больше всего используют газовые котлы и теплопушки.
Если вы нечасто бываете в гараже, то вам подойдет электрообогреватель. Он не требует особых навыков при монтаже. Даже если такие приборы ресурсозатратны, для подогрева на короткое время это будет оптимальным выбором.
Виды отопительных систем для гаража
Организовать обогрев гаража в зимнее время своими руками довольно легко. Теоретически, возможно установить в гараже практически любой способ обогрева:
- Электричеством, если оно есть, можно питать инфракрасный обогреватель, конвектор, масляный обогреватель или воздушную пушку.
- К газовому баллону можно подключать некоторые виды горелок и обогревателей.
- Жидкое топливо (отработка, солярка). На нём делают самодельные горелки.
- На твёрдом топливе могут работать различные печи, котлы, буржуйки.
Зачастую выбор ограничен как раз наличием или отсутствием ресурсов.
Пример отопительной системы в гараже
Рассмотрим подробно целесообразность применения этих способов в гараже.
Кроме хорошего отопления должна быть и хорошая вентиляция, расход на её компенсацию закладывается в мощность отопительного оборудования. Усилия будут бесполезны, если не обеспечить теплоизоляцию стен и потолка строения.
Виды гаражного отопления: выбор оптимального источника тепла
Техника безопасности при обогреве гаража
В процессе проектирования и обустройства системы обогрева гаражного помещения крайне важно думать о безопасности, соблюдать все правила. Обозначим ключевые моменты
Если вы планируете хранить в гараже взрывоопасные смеси, газовое оборудование устанавливать нельзя. Желательно продумать технологию обогрева гаража в зимний период еще на этапе возведения гаражного помещения. При обогреве гаража с использованием электричества нужно обязательно устанавливать автоматы-предохранители. Если будет перегрузка сети, приборы не прекратят работу. В обязательном порядке соблюдайте требования к мощности сети. Запрещено устанавливать приборы, которые мощнее сети. Возможна утечка газа, если вы используете данный вид топлива. Желательно нюхать воздух, прежде чем включать свет в гараже. Так можно избежать взрыва газа
Ни в коем случае не используйте отопительные устройства в роли сушилок! Важно обеспечить хороший уровень вентилирования помещения, сделать достойную теплоизоляцию. Тогда и обогрев будет более эффективным
Электроприборы на ночь следует отключать. Следите, чтобы напряжение не опускалось ниже 180 В. Необходимо регулярно осуществлять профилактические работы, осматривать отопительные приборы.
Выбор, разумеется, за вами. Однако специалисты рекомендуют не экономить на отопительных приборах. В первую очередь необходимо позаботиться о безопасности, эффективности, экологичности.
Для чего обогревать помещение гаража
Для установки отопления в гаражном помещении существуют три важные причины:
- Образование конденсата. Известно, что при резком снижении температуры в помещении гаража ниже 5 градусов по Цельсию, образуется водяной конденсат, который оседает на корпус автомобиля, запасные части, электропроводку и отделочные материалы, что влечёт за собой не приятные последствия. При наличии отопления такого эффекта не происходит и помещение остаётся сухим.
- Запуск двигателя. В холодном помещении двигатель быстро остывает и его очень трудно запустить, особенно в отечественных автомобилях. К тому же, время на прогрев двигателя в холодном помещении потребуется значительно больше, чем на ту же операцию в теплом помещении.
- Технические работы. Если вы проводите ремонтные работы и обслуживание автомобиля своими руками, то наверняка знаете, как дискомфортно работать в холодном и сыром помещении. Если гараж используется ещё и как место хранения продуктов, вещей или колес (см. Хранение колес в гараже и все об этом), то сырость и холод могут привести к их порче, а так же к порче отделочных материалов помещения.
Как снизить теплопотери и не разориться?
Ни одна отопительная система не будет выгодной и эффективной, если не позаботиться о снижении теплопотерь. Обогреватели будут впустую расходовать огромное количество энергоресурсов. Это дорого и непрактично, поэтому придется утеплить ворота, стены, пол и кровлю.
Можно использовать керамзит, полистиролбетон, фольгированные утеплители, но самый дешевый и универсальный вариант – пенопласт. Он подходит для утепления всех элементов конструкции.
Его также можно использовать и для теплоизоляции пола при условии, что будет сделана плавающая стяжка: пенопласт плохо переносит механические воздействия, поэтому его заливают цементом.
Пенопластом обшивают потолок, стены и ворота гаража. Возможны два варианта – внешняя или наружная отделка стен. Оба одинаково эффективны и позволяют добиться отличной теплоизоляции постройки. Выбирать следует, исходя из соображений удобства самого владельца гаража.
Инструкция по сборке суперэкономичной водяной системы отопления:
Мини-обзор экономичной газовой печки, расходующей 0.5 л газа в час:
Советы по самостоятельной сборке масляного обогревателя из б/у чугунного радиатора:
Рекомендации по снижению теплопотерь в гараже:
Вопрос отопления гаража решить несложно. Достаточно разобраться с основными преимуществами каждой отопительной системы и с возможными ограничениями в ее использовании. Выбирать следует, ориентируясь на собственные потребности.
Главное, не забывать о правилах пожарной безопасности. Никакая экономия не стоит того, чтобы подвергать риску автомобиль и собственное здоровье.
Электрическое отопление гаража
Самый простой и наиболее безопасный вид отопления. Однако электричества расходуется много, поэтому эксплуатация выходит дорогой.
Про электрические котлы мы упоминали выше, поэтому поговорим о других способах электроотопления гаражей.
Тепловая пушка
Это тот же тепловентилятор, но намного более мощный. Благодаря вентилятору холодных воздух засасывается в прибор, проходит через камеру с нагревательным ТЭНом и горячий выбрасывается наружу.
Устройство электрической тепловой пушки.
Устройство мобильное, быстро прогревает помещение. Но шумное, подхватывает пыль, поэтому требует чистоты в боксе. Сильно сушит воздух. Есть модели на 220 и на 380 В.
Тепловентилятор
Устройство похоже на тепловую пушку, но имеет меньшую мощность, поэтому дешевле, меньше шумит (хотя все равно громко), практически не поднимает пыль.
Лучше выбирать керамические модели – по сравнению со спиральными они более долговечны, меньше сжигают кислорода. Лучше они в плане экономии света, комфорта, безопасности.
Конвектор
Устройство с нагревательным элементом внутри. Через отверстия внизу внутрь попадает воздух, который после нагревания выходит через отверстия вверху.
Устройство конвектора.
Дополнительное нагревание происходит за счет излучения тепла с поверхности корпуса. Работает он медленнее, чем тепловентилятор, но имеет тепловую инерцию, довольно долго остывая после отключения. Но стоят конвертеры довольно дорого.
Масляный обогреватель
Внутри таких приборов находится масло. ТЭН нагревает масло, которое передает тепло корпусу устройства.
Принцип работы масляного радиатора.
Вариант не для гаража, потому что действует очень долго, и чтобы прогреть помещение, потребуется несколько часов.
Такой прибор можно применять в связке с тепловентилятором. Т.е. первоначальный нагрев делать тепловой пушкой или тепловентилятором, а поддерживать тепло уже масляным обогревателем, который тише, комфортнее и экономичнее.
ИК-панели
Экономичные тепловые приборы, излучающие инфракрасное излучение. Оно нагревает предметы, находящиеся перед ним.
Воздуху тепло передается вторичным излучением поверхности нагретых предметов.
Если направить на человека, то ему будет тепло. Годятся для локального отопления, причем даже на улице.
Сплит-система
В гараже инверторный сплит устанавливать, пожалуй, дорого. К тому же подойдет она только для температур не ниже – 20⁰С.
Вывод
Электрическое отопление подойдет только, если зимой тепло в гараже нужно изредка. В этом случае оно будет экономично и удобно.
Но для мастерской, в которой постоянно человек проводит время, электроотопление не выход.
Плюсы электрического отопления:
- Не нужен дымоход.
- Легкая регулирование уровня нагрева.
- Мгновенное начало работы.
- Не требует присмотра.
- Легко автоматизируется.
- Большой выбор моделей.
- Максимальная простота монтажа.
- Небольшая стоимость устройства.
Минусы электрического отопления:
- Дорогая эксплуатация.
- Большинство моделей не очень долговечны.
- Помещение быстро остывает при отключении обогрева.
- Не подойдет для мест, где электричество подается нестабильно или есть проблемы с линиями передачи и трансформаторными подстанциями.
Тепловой насос
Тепловые насосы в последние годы набирают популярность. В их основе работы лежит перенос тепловой энергии от холодного источника к теплому. Существуют различные виды:
- Воздух-воздух.
- Земля-воздух.
- Воздух-вода и др.
Принцип работы в том,что оборудование забирает тепловую энергию из первой среды и переносит во вторую. Первая при этом становится холоднее.
Простейшая самодельная конструкция теплового насоса изготавливается из холодильника. В дверцы морозильной и холодильной камеры врезают воздуховоды и выводят их на улицу. Обогрев помещения будет происходить за счет теплообменника, расположенного на задней стенке холодильника. Устройство забирает тепловую энергию с улицы и передает в помещение.
Плюсы и минусы отапливаемых гаражей
Кроме того, что в гараже с отоплением тепло, присутствуют еще следующие преимущества:
- моторное масло в двигателе не загустевает, что облегчает его запуск;
- благодаря легкому запуску двигателя детали автомобиля меньше изнашиваются, что увеличивает срок эксплуатации машины;
- после мойки не замерзнут замки на дверях;
- заниматься ремонтом автомобиля приятнее в теплом помещении.
Читайте еще: Советы как утеплить ворота гаража изнутри своими руками
Конечно, имеются здесь и минусы, такие как:
- затраты на топливо или электроэнергию;
- на то, чтобы установить систему, а затем обслуживать ее потребуется дополнительное время;
- любое средство отопления, это объект повышенной опасности и за ним нужно смотреть.
Преимуществ значительно больше, но пренебрегать собственной безопасностью все же не стоит.
Варианты отопления автодома зимой
Как уже стало понятным, отопление в гараже крайне необходимо при зимних холодах на улице. Реализовать внутри строения качественную систему отопления можно своими руками при минимуме материальных затрат, однако потратиться все же придется.
Дабы снизить расходы на проведение работы, выполнить задуманное в максимально сжатые сроки и получить высокоэффективную отопительную систему для автодома, изучите существующие технологии в этой области. Охарактеризуем далее наиболее удачные варианты отопления внутри автодомов на одну машину.
Кто должен решать, каким видом обогрева оснащать гаражное строение? Это решение целиком и полностью лежит на плечах владельца гаража. Но стоит прислушаться к мнению опытных водителей, почитать форумы автовладельцев, обратиться к мнению экспертов в строительной области.
Основные факторы, которые определяют выбор метода обогрева гаража, таковы:
- время, на протяжении которого хозяева находятся внутри постройки зимой;
- стоимость реализации проекта своими руками, цена оборудования, которое потребуется закупить для отопления автодома;
- уровень комфортабельности для пользователей;
- тип питания системы отопительной.
Важно! Особенности расположения гаража относительно жилого дома также стоит взять во внимание при подборе системы отопления. Если гаражная постройка располагается далеко от коттеджа, специалисты рекомендуют организовать в нем автономную отопительную систему
Если же автодом примыкает к жилому дому, то стоит проложить несколько труб от центральной системы в доме, установить несколько радиаторов нутрии гаража.
Давайте рассмотрим различные варианты решения данной задачи, попробуем разобраться, какая система гаражного отопления будет самой экономичной, доступной по стоимости, но при этом высокоэффективной.
Электрическое отопление
Отопление гаража электричеством является наиболее комфортным, доступным по стоимости вариантом, если изучить размер требуемых первоначальных материальных вложений. А вот при эксплуатации постройки платить придется немало, так как внутри автодома зачастую актуален только однофазный счетчик учета электричества.
Конечно, двухтарифный учет более экономный, но ремонтировать автомобиль ночью неудобно, а только в этот период суток цена на электричество снижена.
Электроагрегаты обладают рядом достоинств, среди которых следующие моменты:
- высокая безопасность, комфортабельность;
- отсутствие негативных моментов, которые имеют иные типы отопительных систем: неприятных запах, пыль, грязь;
- отсутствие необходимости постоянно контролировать систему отопления на электричестве;
- широкий выбор моделей по мощности, дизайну, продуктивности, экономичности;
- мобильность;
- оперативность нагрева воздуха гаражного помещения;
- компактные размеры, что позволяет использовать такие агрегаты даже для самых крохотных гаражей на одну машину.
Но уровень материальных расходов, которые придется понести автовладельцу, напрямую определят установленные на электричество тарифы.
Минусы у электроагрегатов также присутствуют: их мало, но они весомы.
Как уменьшить потери тепла
Любая система обогрева гаража будет невыгодной, если из щелей дует, поэтому необходимо позаботиться об его утеплении. Для этого используют следующие материалы:
- керамзит;
- минеральная вата;
- стекловата;
- пенополиуретан;
- пеноизол.
Но самым выгодным является пенопласт, он имеет небольшую цену, по уровню изоляции не уступает минеральной вате, но при этом еще и не пропускает влагу. К тому же, он не подвержен гниению и на нем не могут возникнуть различные грибки.
Интересно!
Пенопластом даже утепляют пол, но только для укрепления заливают раствором цемента. Гараж можно утеплить как снаружи, так и внутри, это уже на усмотрение самого автовладельца.
Мини-обогреватель из чайных свечек
Изготовление такого обогревателя занимает минимум времени. Для сборки конструкции понадобится:
- Металлическая крышка для банок с резьбой.
- Консервная банка.
- Четыре небольших магнита.
- Чайная свеча.
Возле донышка банки сверлят 8 отверстий диаметром по 4-6 мм.
По внутреннему периметру крышки раскладывают 3 магнита на одинаковом удалении друг от друга. Четвертый магнит устанавливается в центре крышки.
После этого свечу зажигают и устанавливают сверху консервную банку, на нее ставится свеча или несколько сразу. На этом изготовление окончено.
Магниты укрепляют конструкцию. Такой обогреватель можно поднимать за любую часть. Снизу образуется щель для доступа воздуха.
Обогреватель будет греть ровно столько времени, на сколько рассчитана свеча. После затухания жестяная банка быстро остынет.
Выставление климат контроля на отопителе
У отопителя есть автоматический режим или как его многие называют – климат контроль. При нем устройство работает и управляется не по максимально выставленной мощности, а исходя из окружающей и предустановленной температуры.
Чтобы запустить этот режим, необходимо одновременно нажать две верхние кнопки.
После этого высветится показание температуры. Кнопками вверх-вниз устанавливаете желаемое значение. Как работает вебаста в этом режиме?
Например вы выставили на дисплее 19С, и по достижении в гараже заданной температуры, отопитель будет автоматически поддерживать этот параметр, периодически снижая или увеличивая обороты и температуру выхлопа. Для вас это прямая экономия топлива.
Чтобы задать на приборе дату и время, нажимаете на верхнюю кнопку со звездочкой и правыми кнопками переключаете цифры (часы-минуты).
Зачем это нужно? А затем, что таким образом вы сможете запрограммировать временной интервал работы и включение устройства в свое отсутствие. Например, вы запланировали завтра подремонтировать машину после 17.00.
Установили включение отопителя на 15.00 и приходите в пять часов вечера в натопленное и теплое помещение, где спокойно занимаетесь именно ремонтом, а не тратите более получаса на растопку буржуйки.
Чтобы выставить режим таймера:
нажимаете клавишу звездочка
нажимаете несколько раз ОК, чтобы на экране дисплея высветился значок будильника
Изначально будет светиться надпись OF – отключено.
Переведите прибор в режим ON, нажав кнопку со стрелочкой вверх.
После этого ОК. У вас начнут моргать цифры. Делаете все как ранее, пока не появится нужное время включения.
После установки часов и минут, опять высвечивается будильник и моргающие цифры. Это будет настройка времени отключения. Порядок здесь тот же самый.
По окончании такого программирования, печка будет сама запускаться в определенное время и прогревать гараж без вашего участия. Чтобы сбросить настройки, опять нажмите кнопу со звездочкой, и переведите режим будильника из положения ON, в положение OF.
Другие варианты отопления гаража
Для регионов с морозными и продолжительными зимами антифризы в системе отопления гаража – вариант самый приемлемый. Однако есть и другие способы.
- Водяное отопление. Система идентична вышеописанной. Только вместо тосола в неё заливается вода. Нагревается быстрее. Из многоуровневых самоделок одна из самых простых. Но в случае несвоевременного запуска может привести к разморозке труб и полному выходу из строя.
- Воздушное отопление. Наверное, единственная система, не имеющая значительных недостатков. Монтируется ничуть не сложнее. Можно оставлять на неопределённое время без необходимости подтапливать.
- Электрическое отопление. При помощи калориферов, воздушных пушек и прочих приборов. Практически безопасна, но весьма дорогостоящая.
- На сжиженном газе. Требуется газовый нагревательный котёл, к которому подсоединяется баллон с пропаном. Довольно экономичный вариант, но есть опасность возникновения пожара. Оставлять работающую установку без присмотра не рекомендуется.
- «Буржуйка». Небольшая железная печка, потребляющая все виды твёрдого топлива. Быстрый нагрев, хорошая отдача тепла. К недостаткам необходимо отнести обязательное сооружение дымохода и повышенная пожароопасность.
Какой бы вид отопительной системы вы не установили у себя в гараже, главное хорошо понимать, что безопасность всегда должна стоять на первом месте. Место для печки выбирайте подальше от запасов горюче-смазочных материалов.
Заведите привычку периодически проверять все элементы этой системы и устранять неполадки сразу, не откладывая на потом. И тогда и ваш гараж, и ваш автомобиль, да и вы сами будете довольны.
Достоинства и недостатки использования тосола в системе отопления
Тосол
Основная причина, по которой в систему отопления гаража заливают тосол – это то, что в этом случае не придётся опасаться размораживания батарей во время сильных морозов. Порог кристаллизации у тосола намного ниже, чем у обычной воды. В зависимости от марки он не замерзает и при -20, и при -30 и даже при -40 градусах. Тосол, конечно, может несколько загустеть, но это абсолютно никак не скажется на его качествах и при нагреве он быстро вновь перейдёт в жидкое состояние. При этом и температура кипения у него выше, чем у воды, так что и с этой стороны он безопаснее.
Однако недостатков, или если точнее, некоторых неудобств применения тосола в системе отопления гаража, смонтированной собственными руками намного больше. Сразу стоит оговориться, что неудобства эти относятся скорее к процессу сборки системы, во время которого необходимо соблюдать некоторые меры безопасности и учитывать свойства этой незамерзающей жидкости. Все их стоит перечислить и немного объяснить:
- Вязкость. Это свойство тосола, которое намного выше, чем у воды, предусматривает установку более мощного циркулярного насоса.
- Теплоёмкость наоборот намного ниже. То есть в то время, когда вода нагреется до 30 градусов, тосол при тех же исходных условиях достигнет только 20-25 градусов. А это можно компенсировать только установкой дополнительных радиаторов.
- Текучесть. Этот компонент тоже повышенный, а значит, проверку системы на трещины придётся производить с собой тщательностью, дабы избежать малейшей утечки.
- При долгом отсутствии циркуляции, иначе говоря, застое жидкости, могут образоваться хлопья, которые оседая, могут привести всю отопительную систему в негодность.
- Срок эксплуатации. Тосол прослужит в виде жидкости для отопления гаража не больше пяти лет. После этого его придётся сливать, тщательно промывать всю систему и заливать новый.
- И главный недостаток тосола заключается в том, что он ядовит. И не только сама жидкость, но и её пары. А при упомянутом выше условии повышенной текучести, возможность его протекания и попадания атмосферу гаража весьма возможна. При обнаружении этой неприятности, следует незамедлительно устранить причину утечки, тщательно промыть и проветрить помещение.
Недостатков значительно больше. Однако это совсем не означает, что о системе отопления гаража на тосоле, смонтированной своими руками следует забыть. Просто выполнять все работы по монтажу теплообменников, радиаторов отопления и труб нужно более тщательно и с соблюдением всех правил техники безопасности.