Необходимые расчеты
Кратко о достоинствах использования газоблока в строительстве гаража
Газоблок – это популярный и востребованный материал, который часто используется при строительстве гаражей. Его преимущества делают его одним из лучших выборов для этой цели.
Прочность и надежность
Газоблок обладает высокой прочностью и надежностью. Он способен выдерживать большие нагрузки и длительное время сохранять свои качественные характеристики.
Такая прочность особенно критична при строительстве гаража, где важно обеспечить сохранность автомобиля и защиту от внешних воздействий
Тепло- и звукоизоляция
Газоблок обладает отличными тепло- и звукоизоляционными свойствами. Это позволяет создать комфортные условия как для хранения автомобиля, так и для пребывания внутри гаража.
Газоблок сохраняет тепло в холодное время года и сохраняет прохладу в жаркую погоду. Он также поглощает звуки, что позволяет уменьшить уровень шума от работающего мотора автомобиля.
Экономия материалов и времени
Газоблок легкий и простой в укладке, что делает процесс строительства гаража из него быстрым и удобным. Блоки имеют готовую форму и размеры, что делает их удобными в использовании.
Кроме того, строительство гаража из газоблока требует меньшего количества материалов по сравнению с другими строительными материалами, что позволяет сэкономить на затратах.
Экологическая безопасность
Газоблок – экологически чистый материал, который не содержит вредных веществ и не выделяет вредных испарений. Он абсолютно безопасен для здоровья человека и не загрязняет окружающую среду.
При строительстве гаража из газоблока можно быть уверенным в безопасности и комфорте использования помещения.
Удобство обработки
Газоблок легко обрабатывается обычными инструментами, такими как пила, отвертка, дрель и другие.
Это позволяет легко и быстро вносить изменения в конструкцию гаража, такие как установка дополнительных окон или дверей. Он также может быть обработан для получения определенного внешнего вида, например, путем окрашивания или облицовки камнем.
Долговечность
Газоблок обладает высокой стойкостью к различным внешним воздействиям, таким как ультрафиолетовое излучение, механические повреждения, влага и прочее. Гараж, построенный из газоблока, будет долговечным и сохранит свою внешнюю привлекательность и качество на протяжении многих лет.
Кровля
Для гаражей в основном изготавливают односкатные крыши. Это самая простая конструкция кровли, и начинающим мастерам желательно начинать с неё.
Стены кладут с уклоном к тыльной стороне постройки. На погонный метр стены нужно делать её ниже на 5 см. Реализовать это просто: газобетон легко обтёсывается, пилится и режется в любую сторону обычной пилой.
Виды крыш
Конструктивно существует несколько разновидностей кровель, по количеству скатов могут быть:
- Плоские;
- Скатные.
Крыша с плоской поверхностью требует создания эластичного сплошного слоя из битумных материалов — кровля должна выдерживать изменения температуры. У такой конструкции в качестве опоры используются стенки здания. Перекрытие изготавливают, делая стяжку по предварительно уложенным балкам или плитам.
Скатная кровля формируется поверхностями, расположенными друг к другу под углом 10-60 градусов, они опираются на стропила.
Для гаража делают несколько видов кровель:
- С одним скатом. У такой конструкции скат опирается на несущие стены. Переднюю сторону постройки делают выше задней, чтобы был уклон, и влага с кровли стекала сзади гаража. Разницу высоты подсчитывают, используя формулу – H = tg α x s, в которой принимают s как ширину постройки, tg α – тангенс угла, его просчитывают на калькуляторе или получают данные из таблиц Брадиса. Уклон кровли зависит от климата в вашей местности – скорости ветра и количества выпадающего снега;
- С двумя скатами. Такая конструкция используется часто при постройке гаражей, её изготавливают как с перекрытием так и без него. Кровля обязательно должна быть установлена на мауэрлате – горизонтально расположенной обвязке по периметру из деревянного бруса. Он надёжно соединяет стропильную конструкцию и стены здания;
- Шатровая крыша. Нечасто используется при постройке гаражей. В основном её применяют, чтобы гараж не выделялся из общего стиля застройки. Стропила не соединяются с помощью прогона конька, потому что кровлю формируют 4 идентичных ската.
- Мансардная. Даёт возможность устроить в чердачном помещении комнату, используемую по усмотрению хозяина. Разница с обычным чердаком у неё в высоте перекрытия – оно превышает 1,5 метра. Такая конструкция требует больших затрат, потому что нужно создавать тепло, гидро- и пароизоляционные слои. Кроме того, придётся устанавливать необычные стеклопакеты. Стропильная пара изготавливается с резким изломом, что снижает прочность кровли.
Материалы для кровли
Выбирать подходящий уклон для односкатной крыши нужно с учётом:
- Климата в районе, где возводится гараж. Кровли со скатом до 5-7 градусов нельзя использовать в снежных регионах, но они удобны в местах с сильными ветрами. Кровли со скатами 20-25 градусов не стоит строить над гаражами, стоящими отдельно на участке в местах с умеренными ветрами. Эту крышу допустимо использовать только для гаража, пристроенного к дому.
- Материалы для скатов с разным уклоном:
- Для скатов не более 10 градусов применяют рулонные материалы, настилая их в 2 слоя;
- Для скатов 17-20 градусов настилают шифер или тонкий металл;
- Для скатов более 25 градусов настилают металлочерепицу или профилированный лист.
- Дизайн окружающей территории и особенности архитектуры требуют кровлю такой же формы и цвета, как и постройки расположенные поблизости.
Расчёт площади кровли, проводят, учитывая монтаж свесов, защищающих стены от дождевой влаги.
Постройка крыши для гаража
При создании кровли нужно изготовить несколько обязательных элементов:
- Стропила. Необходимы в качестве основы для монтажа остальных составляющих кровли, на них передаются все нагрузки;
- Обрешётка. Она необходима для монтажа кровельного покрытия, её набивают с промежутками определённого размера;
- Тепло, паро- и гидроизоляционные материалы. Необходимы для защиты помещения от влаги и холода;
- Финишное покрытие. Его монтаж — последний этап устройства кровли;
Если вы строите помещение с односкатной кровлей, то уложите одинаковые бревна или мауэрлат из бруса на верхних торцах стены. Они необходимы для опоры элементов стропильной системы. Крепить мауэрлат к стенам нужно анкерами к стене.
Главными элементами стропильной системы являются стропила, они бывают:
- Подвесными (упираются в мауэрлат только краями);
- Наслонными (опираются не только краями, но и специальными промежуточными элементами).
Отрицательные свойства газобетонных блоков
Отрицательных свойств у газобетона не так и много, они являются обратной стороной положительных особенностей материала.
- Хрупкость материала при своей прочности, материал достаточно хрупкий, поэтому при падении его легко расколоть. С другой стороны, вес у газоблоков небольшой, поэтому работать с ними достаточно просто.
- Высокая вероятность ошибки из-за отсутствия достоверной информации и из-за умышленного распространения мифов в сети, при работе с газоблоками достаточно часто допускают ошибки, которые производят к разрушению стен и трещинам в кладке. Если в случае с более прочными стеновыми материалами, ошибки в некоторых случаях компенсируются сопротивлением материала, то при строительстве из газоблоков некоторые недочеты в проекте могут привести к серьезным последствиям.
Плюсы и минусы
Газобетонные блоки превосходят керамзитоблоки по многим показателям. Поэтому перед покупкой сравниваются характеристики некоторых видов пористых материалов, а потом убедиться, что газосиликат лучше остальных. Неоспоримые достоинства:
- качество тепло- и звукоизоляции на высшем уровне — это обусловлено пористой структурой изделий;
- газобетонные блоки не сгорают при экстремально высоких и температурах, что обеспечивает пожарную безопасность дома;
- материал экологически чистый, поскольку изготавливается из природных компонентов: песка, извести и портландцемента, поэтому про вред здоровью можно забыть;
- хоть материал уступает шлакоблокам по прочности, но все равно способен выдерживать сильные механические удары;
- масса изделия совсем легкая, что уменьшает расходы на строительство фундамента и повышается скорость работы.
Однако этот материал не лишен минусов:
возводя стены из газобетона, следует помнить, что их паропроницаемость очень высокая, и материал будет впитывать влагу, проблема решаемая, если воспользоваться отделкой гаража; следующий недостаток — это низкая прочность из-за пористости, если автолюбитель вздумает подвесить полку и уложить на нее тяжелые предметы, то крепежи могут слететь.
Чтобы не произошло проблем с трещинами и деформацией стен, необходимо правильно выполнять работу. А для подвеса гаражной мебели применяются металлические анкера. В крайнем случае можно построить металлический стенд, который не придется закреплять к стене.
Строительство
Первым этапом любого строительства является закладка фундамента. Как было отмечено, оптимальным вариантом станет обычный ленточный. В самом начале работ нужно подготовить место, расчистив и разровняв его. Далее делается разметка. На углах будущей постройки устанавливаются куски арматуры, а между ними натягивается веревка для обозначения периметра гаража.
Далее переходят к земельным работам. На ширину будущих стен и глубиной порядка 1 м по всему периметру роется траншея. Глубина может колебаться в зависимости от типа грунта. На дно траншеи засыпается песок и гравий для создания подушки. Остальная часть канавы укладывается гидроизоляцией, далее выполняется установка арматуры или арматурной сетки. В завершение все заливается бетоном. После этого порядка месяца он застывает. Лишь потом можно приступить к возведению стен.
На следующем этапе происходит возведение стен. Процесс несложный. Начинают укладку с дальнего от ворот угла. Газоблок укладывают рядами, скрепляя цементным раствором. Периодически между рядами можно укладывать арматурную сеть для укрепления конструкции. На этом этапе не должно быть никакой спешки. Материал за счет своей легкости и так позволяет сэкономить много времени. После каждого уложенного ряда стоит делать горизонтальные и вертикальные проверки. Обычно для этого используют уровень или отвес.
Вопрос крыши, как уже отмечалось, индивидуален и на качестве постройки никак не скажется. Но все же рекомендуется сделать односкатную крышу, так как она проще. По завершении возведения стен по всему периметру делается армированная стяжка, поверх которой укладывается мауэрлат, и изготавливается стропильная система. В качестве кровельного материала лучше всего подойдет профнастил.
Заключительным этапом является установка ворот, окон и внутренняя и внешняя отделка, если в ней есть необходимость. Ворота можно заказать или изготовить самостоятельно, все зависит от навыков хозяина.
Утепление и гидроизоляция
Минус газобетонных блоков – они подвержены разрушительному действию влаги.
Поэтому обязательно выполнять внешнюю отделку стен, чтобы гараж прослужил вам долгие годы:
- по газобетону можно выполнять утепление пенопластом, с последующим оштукатуриванием стен или остановиться на вентилируемом фасаде из слоя минеральной ваты и защитной отделки;
- не выбирайте для утепления горючие материалы, а отделку пенопластом обязательно покройте слоем штукатурки по армирующей сетке.
Если в гараже будет качественная вентиляция, то внутренне утепление выполнять необязательно, чтобы исключить появление мостиков холода. Достаточно просто оштукатурить и покрасить стены.
Что понадобится для строительства, расчет материалов
Затевая строительство гаража, стоит заранее подготовить необходимый инструмент:
- болгарка;
- лом;
- молоток;
- строительный уровень;
- ковш.
Чтобы работать с материалом, не обойтись без штробореза. Клеевой раствор разводится в отдельной емкости. Толщина блока зависит от выбранного проекта. Если остановиться на варианте 600х300х200 (5х8 метров), потребуется не так много материала.
Варианты кладки:
- в 1 блок;
- в 2 разных блока;
- в 2 одинаковых блока.
Чтобы просчитать количество заготовок, стоит знать объем гаража, перемножив длину, высоту, ширину, и расчетную толщину стен.
Проще всего воспользоваться онлайн-калькулятором, где данные вводятся в графы.
Подготовка материалов и инструментов
Когда все расчеты выполнены, сделайте инвентаризацию своих инструментов — когда чего-то нет, придется докупить. Понадобятся такие приспособления:
- ножовка;
- приспособление для нарезания штроб;
- зубчатый шпатель;
- набор щеток;
- ковш;
- каретка для нанесения клея;
- строительный отвес;
- киянка с резиновым бойком;
- длинный уровень;
- штыковые лопаты;
- резервуар для разведения клея.
Кроме газобетона необходимы дополнительные материалы:
- цемент;
- песок со щебнем;
- опалубку;
- арматурные пруты;
- клей.
Период начала строительства весьма важен. Лучше не приступать к конкретным работам глубокой осенью. Оптимальное время — середина мая, когда почва успела просохнуть.
Внешняя и внутренняя отделка стен, вентиляция
Как уже говорилось, особенности пеноблоков таковы, что стены из них нуждаются в обязательной дополнительной отделке. В выборе конкретного способа никаких ограничений нет – на них отлично ложится любая штукатурка, фасадная краска и т.п.
Можно устроить декоративную облицовку из стеновых панелей, плитки или сайдинга. Внутри гаража также можно ограничиться слоем штукатурки с последующей отделкой любым доступным способом, либо закрыть стены листами влагостойкого гипсокартона.
Для нормального воздухообмена требуется создание вентиляции. Устраивать принудительную систему вентилирования – наверное, слишком большая роскошь для гаража. Вполне достаточно будет естественной циркуляции воздуха. В стене из пеноблоков не составит труда прорезать отверстия на разном уровне – у поверхности пола и, на противоположной стороне – под потолком.
Туда можно установить вентиляционные решетки, снабдив их регулируемыми заслонками, чтобы можно было изменять интенсивность воздушного потока в соответствии со временем года и установившейся погодой.
Итак, строительство гаража из пеноблоков является вполне выполнимым делом для среднестатистического хозяина участка. Безусловно, потребуется мобилизация всех своих сил и стараний, повышенная аккуратность в работе и четкое соблюдение последовательности технологических операций. Тем не менее, такое строительство относится к наименее затратным, позволяющим возвести капитальный гараж в самые сжатые сроки.
Читайте подробную информацию с инструкцией в нашей новой статье — «Строительство дома из пеноблоков своими руками».
Проекты
Что нужно учесть, составляя проект гаража из газобетона?
Минимальные размеры
Габариты современной бюджетной малолитражки — примерно 4,5х1,7 метра при высоте 1,5 — 1,6 метра.
Размеры одной из популярнейших малолитражек — Хендай Солярис
Однако автомобиль не должен входить в гараж, как рука в перчатку: есть несколько дополнительных факторов, ограничивающих минимальные размеры гаража.
- Минимальная высота потолка или крыши — 2,4 метра. Это значение, общее для всех жилых и технических помещений, прописанное во всех строительных правилах. При меньшей высоте, находиться в гараже будет откровенно некомфортно;
- Разумный минимум длины гаража — 6 метров. В этом случае, вы сможете обойти автомобиль при закрытых воротах и сзади, и спереди;
- Минимальная ширина — 4 метра. Она оставит в гараже место для маневра машины и для стеллажей с инструментами, маслами, антифризами и прочими полезными для автовладельца вещами;
Размеры гаража, обеспечивающие его комфортное использование
Ширина ворот не должна быть меньше 2,6 — 3 метров. Пространство для маневра, помните? Вы не всегда будете заезжать в ворота строго под прямым углом, и точно по их центру.
Отдельностоящий гараж
Вот несколько вариантов проектов, рассчитанных на разный бюджет строительства и, соответственно, обеспечивающих разный уровень комфорта владельцу.
Гараж в доме
Если вы только начинаете строительство на новом участке, то, возможно, вам покажется привлекательной идея сделать гараж частью дома. Выгоды решения очевидны:
- Отсутствие отдельных построек на участке, а значит — экономия свободного пространства;
- Закрытый от непогоды переход из гаража в жилые помещения;
- Рациональное использование площади цокольного или подвального этажа.
Если вас интересуют проекты коттеджей из газобетона с гаражом, мы предложим вашему вниманию еще несколько вариантов.
Сложности и ошибки
К сложностям и ошибкам при возведении относят:
- Приобретение некачественного материала (без маркировки, лицензии и сертификата качества) – газоблоков, цементов, клея, арматуры, гидроизоляции, крепежей и т.д.
- Неправильно составленный проект, без учета грунтовых вод, отказа от вентиляции, дренажной системы, утепления и коммуникаций. Для составления схематичного плана постройки лучше обратиться к профессионалам.
- Использование блоков с низкой плотностью (очень крупные ячейки). Показатель плотности D должен быть максимально высоким, особенно для конструкционных стен.
- Отказ от соблюдения технологических правил возведения стен, которые касаются рытья котлована под строение, заливки фундаментного основания, обратной засыпки пазух, монтажа стен, укладки крыши, а также последовательности выполняемых действий.
- Работа при температуре ниже +5 °C. Соблюдение температурного режима – это важный момент в строительстве, согласно технологии.
- Возведение стен сразу после заливки фундамента. Необходимо знать, что укладывать стены на фундаментную основу нужно только спустя 12 месяцев, после того, как она готова.
- Неправильно выбранный тип фундамента. Гараж необходимо возводить только на монолитную основу.
Большое значение имеет также цвет блока. Он имеет светло-серый оттенок. Если он желтоватого цвета, значит при его изготовлении была нарушена технология, и песка положили больше нормы – это будет свидетельствовать о том, что материал потерял прочностные качества, и строить из него гараж не имеет смысла.
Крыша – односкатная или двухскатная?
Односкатный вариант крыши для гаража – самый распространенный. Крыша в виде неравностороннего треугольника – это жесткая конструкция с уклоном 25-300. Уклон, который обеспечивает разная высота стен гаража, начинается от стены с воротами, и заканчивается на задней стене. Чердак обычно отсутствует, а если он оборудуется, то не для хранения запчастей, а как воздушный слой утепления.
Крыша с одним скатом — это несколько параллельных, уложенных под углом стропил. Стропила необходимы для обустройства обрешетки, на которую настилается кровля из шифера, профнастила, металлочерепицы или других кровельных материалов. Уклон, как разница в высоте стен, должен быть рассчитан заранее и указан в чертежах проекта. Боковые стены выполняются в трапецеидальной форме путем обрезания газокирпича.
Устройство односкатной кровли
При таком подходе разница в высоте будет соблюдена, а верхние брусья стропильной системы будут выполнять роль мауэрлата. То есть, при укладке с разницей для уклона сразу создается односкатная крыша — остается закрепить на ней стропила и обрешетку. Если проект предусматривает одинаковые по высоте стенки, то стропила собирают на земле, а готовую конструкцию поднимают и крепят на мауэрлат.
Уклон ската крыши не рекомендуется делать круче 300, так как это повышает ветровую уязвимость крыши. Если уклон будет менее 100, то увеличивается дождевая и снеговая нагрузка на кровлю – вода и снег будут затормаживаться при скатывании с крыши.
Проект двухскатной крыши с утеплением значительно экономит энергоресурсы на отопление, если таковое планируется в гараже. Но и без отопительной системы гараж будет намного теплее. Такое решение с двумя скатами значительно повышает стоимость строительства за счет добавления таких стройматериалов, как утеплители, звукоизолирующие рулоны или плиты, оборудование гидроизоляции крыши. Дерева или оцинкованного металла на стропильную систему и мауэрлат расходуется в два раза больше, как и кровельных материалов.
Устройство двухскатной кровли
В зависимости от проекта и типа крыши для монтажа стропил используются разные технологии:
- Наслонная стропильная система, при обустройстве которой верхний и нижний край каждой стропильной балки опирается на свою опору. Нижняя часть наслонной стропильной балки — на стены гаража, верхние стропила – на прогонные балки. Прогонная система опирается на стену или опорные столбы, которые возводятся внутри строения рядом со стенами. Наслонная система стропил имеет в основе раму с коньком из балок, на который опираются верхние части стропил.
- Технология висячих стропил, опирающихся на стены гаража. Висячая балка кровельной системы опирается на такую же балку, развернутую зеркально относительно верхней. Висячая система имеет в основании треугольные фермы с основанием из потолочной балки или стяжки потолка.
Наслонная стропильная система применяется в гаражах с большими пролетами балок и опорными столбами для кровли. Обычно это гараж для двух и более машин. Висячие стропила также можно монтировать для одноместного гаража, но для маленького здания опорные столбы не возводятся, чтобы не занимать полезное пространство.
Варианты стропильных систем
И висячая, и наслонная системы стропильных балок в гаражах длиной до 5 метров изготавливаются из минимального количества элементов. Наслонные стропила крепятся попарно, как и прогонные балки, висячая система монтируется из нескольких ферм. Если увеличить количество пролетов кровли, то строительство кровельной конструкции намного усложнится, так как нужно будет монтировать дополнительные подкосы, опорные столбы, прогоны и ригеля.
Технология и этапы стройки
Строительство гаража происходит в строго определенной последовательности:
- Создание проекта.
- Проведения всех расчетов и подготовка материалов.
- Возведение фундамента.
- Постройка стен.
- Покрытие бетонной коробки кровлей.
- Установка окон и дверей в проемах.
- Установка ворот.
- Гидроизоляция.
- Утепление.
- Отделка.
Разметка ленточной основы или монолитной плиты
Это первоначальный этап. Разметка происходит следующим образом: первоначально копается котлован по натянутым шнурам соответствующих размеров в который и будет заливаться бетон натяги.
Фундамент
Так как общий вес конструкции невысок, то можно снизить затраты на возведении фундамента. В зависимости от типа грунта можно выделить следующие типы фундаментов
- Монолитный или свайный: если в грунте неглубокое залегание грунтовых вод.
- Свайно- ленточный: нормальные плотные грунты не подверженные подтоплению и сползанию.
Для постройки смотровой ямы лучше использовать именно ленточный тип фундамента, это существенно облегчит работу и сократит финансовые издержки. Первоначально для установки фундамента снимают слой грунта на 70 – 90 см, после чего трамбуют получившийся котлован чтобы предотвратить проседание. Затем дно укрепляется арматурой и засыпается песком.
Оптимальный вид арматуры — это пруток диаметром 8, типа А400. После заполнения песка на 20 см необходимо повторно утрамбовать получившийся слой. Затем засыпают еще 20 см песка, уплотняют и засыпают 10 см щебня, который также трамбуют. После всех этих манипуляций устанавливают опалубку из досок, которая укрепляется арматурным каркасом и заливается бетонной смесью.
После того как бетон застынет ее необходимо уплотнить рубероидом для гидроизоляции. Все, фундамент под гараж готов. Можно приступать к дальнейшему строительству.
Строительство стен
При укладке газобетонных блоков нельзя использовать обычный раствор как для кирпичей – нужна специальная клеевая смесь. Благодаря ей обеспечиваются тонкие ровные швы (до 1 мм). Это обеспечивает соответствующую тепло- и гидроизоляцию. В целом кладка ничем не отличается от кирпичной, главное не забывать о вентиляции и укреплении оконных проемов арматурой.
Монтаж кровли
Моет быть как односкатной, так и двускатной, зависит от особенностей отвода осадков на данной местности и рельефа поверхности. Первоначально устанавливается гидроизоляция, затем возводятся стропила, на которые крепится профнастил или рубероид.
Как сделать пол с ямой для осмотра
После кровли, если позволяет грунт можно выкопать смотровую яму. Для этого делаем в центре помещения заглубление размерами 1.8*0.8*1.5 метра, трамбуем дно песком или глиной, затем кладем гидроизолирующий слой рубероида и заливаем цементом на 10 см. Если гараж расположен в сыром регионе, то лучше выложить дно шлакоблочным кирпичом. И не забудьте укрепить и гидроизолировать края и стены. Это можно сделать битумной мастикой.
Установка ворот
В проем устанавливается металлическая скоба на 20-сантиметровые штыри. Затем на нее навариваются петли и вешаются ворота. Все гараж готов. После установки ворот гаража можно заниматься дополнительной отделкой и утеплением, но основные функции он уже будет выполнять.
Утепление гаража
Главный недостаток блоков из газобетона – они разрушаются под действием влаги. Поэтому стоит озаботиться внешней отделкой чтобы существенно продлить срок эксплуатации помещения.Утеплить помещение можно пенопластом, а сверху покрыть гидрофобной штукатуркой и покрасить по своему вкусу. Если в гараже качественная вентиляция, то утеплять изнутри необязательно, нужно только оштукатурить и окрасить стены
Внутренняя отделка
Внутренняя отделка подразумевает утепление, штукатурку стен и покраску. Если вы проживаете в холодном регионе, то утепление обязательно. Если же вы решили не делать теплый гараж, то стоит покрыть поверхность газобетонных блоков слоем краски, чтобы предотвратить проникновение водяных паров внутрь блоков.