Функции и задачи диспетчеризации шлагбаумов

Люди и системы.

Кстати, совсем не зря в нормативных документах всегда присутствует требование к передаче сигналов состояния систем в помещение с круглосуточным дежурным персоналом, хоть и не в чёткой лексической форме. Если это требование выполнить честно (буквально), то придётся именно что организовывать полноценную диспетчерскую службу.

Ведь неквалифицированный пользователь даже отключить сработавшую зону контроля современной противопожарной системы (ЗКПС) не сможет. А тем более если пользователь системой на объекте практически отсутствует. Всё это приводит к тому, что рост сложности системы приводит к уменьшению вероятности, что система отработает так как надо в случае чего: хотим как лучше, а получается как всегда.

Но не посадишь же на каждом объекте круглосуточный персонал соответствующей квалификации – для большинства объектов, существующих в рамках концепции “выгодно продать”(“рыночная экономика”), это будет непомерной тратой.

Поэтому и закрываются глаза на не соответствие систем нормативным требованиям в плане вывода сигналов и поста пожарной охраны – дать возможность закрыть глаза и есть цель внедрения нечётких формулировок.

Хотя …

Речь идет о четырех основных проектах, самый дорогой из которых — «Цифровая инфраструктура ЖКХ».

Последний проект подразумевает разработку и внедрение типовых систем управления снабжения ресурсами — например, передачу в реальном времени данных о состоянии инженерных систем ресурсоснабжающих организаций (водоканал, теплоснабжение, городское освещение и т. д.) в единую государственную информационную систему. Для этого планируется использовать IoT: интеллектуальные приборы учета, умные датчики, системы контроля зданий и т. д. Управлять системой будет оператор, который будет отвечать в том числе за их анализ.

Если такое можно планировать для счётчиков, то почему нельзя для средств обеспечения безопасности или инженерных систем здания? Тем более, что для учёта ресурсов внедрение централизованной системы кажется бессмысленным и не имеющим явной цели, если только не предполагается в будущем убрать посредников между государством и человеком, а всех промышленных потребителей сделать государственными.

Самым смешным является требование к оператору – отвечать за анализ данных учёта потребления. Это вообще какая-то профанация. Я делал несколько проектов системы учёта ресурсов, и заказчик так прямо и говорил – эта система проектируется, потому что такие требования к комплекту документов, но внедряться не будет. Я даже на одном объекте видел такую систему внедрённой, но никто не знал что делать с этими собранными данными.

А это потому, что данные системы учёта ресурсов необходимо анализировать автоматически и централизованно.

Но раз уж осуществляются шаги по внедрению систем централизованного оперативного сбора информации (СЦОСИ), то не следует ли позаботится, чтобы организуемые каналы передачи информации соответствовали и требованиям к СПИ систем СПА и СППЗ.

И нормальным решением тут оказывается организация одной круглосуточной службы по эксплуатации систем на нескольких различных объектах.

Оборудование и программное обеспечение систем диспетчеризации

Задача диспетчеризации – отображение информации и предоставление возможности управления, следовательно, основными элементами системы диспетчеризации является программное обеспечение оператора и преобразователи интерфейсов, часто устанавливаемые в щитах автоматизации инженерного оборудования.

Как правило, современные контроллеры автоматизации имеют возможности работы со SCADA ПО системы диспетчеризации, они являются одновременно и преобразователями интерфейсов. Программное обеспечение обеспечивает реализацию таких функций как:

  • Отображение информации в виде мнемонических схем с выдачей на них в реальном времени значений измерений, значений установок регуляторов, различных пиктограмм и других графических объектов;
  • Формирование и выдачу аварийных сообщений;
  • Ведение архивов (трендов) для всех аппаратных сигналов и расчетных технологических переменных;
  • Возможность коррекции работы системы, без ее остановки;
  • Возможность поиска и фильтрации записей архивов по ряду критериев отбора; возможность формирования отчетов на основе задаваемых пользователем шаблонов; просмотр архивной информации в виде графиков и таблиц;
  • Возможности создания расписаний, многоуровневого доступа и прочие функции систем компьютерных систем управления.

Передача данных от локальной системы автоматизации к SCADA системе диспетчеризации может осуществляться напрямую или через интерфейс OPC (Open Platform Communication) сервера. При этом OPC сервер является переводчиком между языком, которое понимает установленное оборудование, и языком программного интерфейса диспетчера.

Для чего нужна диспетчерская?

На сегодняшний день законом РФ и требованиями совета депутатов муниципальных образований установлены нормы, согласно которых разрешение установить шлагбаум можно получить только в том случае, если будет обеспечен беспрепятственный и круглосуточный проезд на территорию двора спецтехники.

Что это значит? Понятно, что не у всех жителей дома, во дворе которого будет установлен шлагбаум, имеются свои авто. Поэтому допустить въезд какой-то другой техники они не имеют возможности. А если кому-то нужна скорая медицинская помощь, у кого-то случился пожар или порыв водопровода, кому-то срочно требуется такси? А как проехать мусоровозу или снегоуборочной машине? Да мало ли какие ситуации могут произойти, когда требуется въезд специализированной или любой другой техники на дворовую территорию? Как быть? Ответ прост: требуется диспетчерская служба, с позволения которой спецтехника сможет проезжать беспрепятственно.

Централизованная система пожарного наблюдения(ЦСПН).

Но попробую рассмотреть вопрос объединения систем в единую службу лишь в сфере СПА, ведь, в соответствии с СП484:

Конечно это требование содержит неприятное требование – невозможно использовать единые линии передачи информации для всех систем, но это не точно – в не вступивших в силу СП на СПИ нет таких требований.

То есть у диспетчера, обеспечивающего взаимодействие дежурного оператора с объектовыми СПЗ, скорее всего будет отдельная “пожарная” СКАДА на отдельном АРМ. На больших объектах, где без СКАДА никак, уже наблюдается тенденция наличия двух АРМ с отдельными СКАДА: чисто пожарной, и под все остальные системы автоматики.

Поэтому в свете рассмотрения объединения пожарных постов нужно рассматривать способы интеграции нескольких объектовых СПА, выполненных на оборудовании различных производителей, в одно целое.

Чем это не ещё один способ укрупнения по белому, причём уже на основе алгоритмов будущего, а не анахронизмов типа аттестации проектировщиков МЧС?

Или чем это не дверь для входа на рынок сперва системного интегратора, а затем уже и поставщика оборудования.

Но на данный момент для реализации такого замысла не готовы ни люди ни системы. Поэтому и нормативная база не даёт зелёный свет. Что делать с людьми я уже писал в статье Воспитание, как компонента профессионального технического образования. А вот что делать с системами? Как что: системы всегда соответствуют имеющимся в наличии людям, и даже больше – реальность всегда соответствует коллективным помыслам людей.

Пока же рассмотрим что есть сейчас.

Разработка и проектирование систем диспетчеризации

Проект системы диспетчеризации выполняется разделом комплекта чертежей системы автоматизации и диспетчеризации здания. Сигналы, выводимые на пульт диспетчера, определяются разработчиками технологии систем здания.

Норматив проектирования: ВСН 60-89 «Устройства связи, сигнализации и диспетчеризации инженерного оборудования жилых и общественных зданий. Нормы проектирования»

Проект системы диспетчеризации обычно сдержит следующие листы:

  • Общие данные;
  • Структурную схему системы диспетчеризации;
  • Функциональные схемы диспетчеризации;
  • Принципиальные электрические схемы щитов диспетчеризации;
  • Принципиальные схемы интерфейсных линий связи контроллеров;
  • Схемы внешний соединений или таблицы соединений;
  • Монтажные схемы оборудования (при необходимости);
  • Кабельные журналы;
  • Планы расположения оборудования и проводок;
  • Спецификации оборудования, изделий и материалов.

В рамках проекта диспетчеризации разрабатывается так же и автоматизированное рабочее место диспетчера. В зависимости от масштаба системы оно может быть оснащено:

Щитом с нанесенной мнемосхемой (в настоящее время такие системы встречаются все реже и на производствах);

ПК с установленной SCADA программой;

ПК с доступом по веб-интерфейсу к контроллеру-серверу системы (пример: automation server Schneider Electric);

ПК с установленной SCADA системой с выходом на несколько мониторов и на мониторную стену.

Диспетчеризация СПА в реальности.

Ранее рассматривал диспетчеризацию состояния объектовых СПА без организации стационарного ПЦН, на основе облачных сервисов производителей средств мониторинга при помощи мобильного приложения ПЦН в кармане.

Теперь рассмотрю этот вопрос с другого ракурса – круглосуточный пожарный пост, включённый в диспетчерский пункт других систем для нескольких объектов, на который осуществляется передача потока событий от нескольких СПА, а также передачу управляющих сигналов из пожарного поста в объектовую СПА.

Такое явление как АСУД уже присутствует в московских новостройках. Видел не один проект и даже делал такие. Вот только, насколько я понял по реализации – это чисто номинальные проекты для галочки. Оборудование даже будет закуплено и смонтировано, превратившись в металлолом. Также во многих проектах видел заложенную заранее диспетчеризацию, без привязки к возможностям местной ПЦН.

А ведь на этапе проектных работ поставщик услуг мониторинга уже должен быть определён для выбора соответствующего оборудования.

Проанализировать существующие технические средства передачи потока событий от ППК на ПЦН пытался в статье Дистанционный мониторинг состояния адресной системы Рубеж. Один из вариантов реализовывал на практике, о чем читайте в статье Облачный мониторинг GeoRITM событий прибора Рубеж-2ОП.

Но в той статье я был ограничен задачей использовать облачный сервис производителя, при помощи которого транслировать события на мобильный телефон представителю обслуживающей организации.

Если же задаться целью организации стационарного поста в пожарном ПЦН, то выбор технических решений оказывается вроде как больше, но не все они выглядят применимыми сразу.

Собственно практически все производители оборудования уже предлагают и ПЦН в кармане и стационарный пост, но вот не всё оборудование совместимо друг с другом.

Нам же необходимо, чтобы оборудование поста могло принять потоки событий от распространённых ППКП различных производителей и отобразить их в едином интерфейсе.

Собственно начать можно с двух производителей СПА: Болид и Рубеж. При подборе оборудования для ПЦН в кармане обнаружил, что многие производители имеют как решение для диспетчеризации оборудования Рубеж, так и оборудования Болид.

Рассмотрю конкретные технические решения в следующей статье.

Обсудить в телеграм: https://t.me/fil_tec/844

Коллизии нормативных документов в сфере пожарных постов и передачи извещений.

В СП 484.1311500.2020 присутствует огромная лингвистическая коллизия. Сперва мы говорим, что пожарный пост – это помещение с круглосуточным пребыванием обученного дежурного персонала. А потом опровергаем это, заявляя что при отсутствии на объекте круглосуточного пребывания дежурного персонала требования к пожарному посту предъявляются только в части, касающейся помещения и размещения оборудования в нём.

То-есть как бы подразумеваем пожарный пост без круглосуточного пребывания дежурного персонала.

Я думаю, что сие недоразумение оформлено специально, дабы закон временно был дышлом: и для критических объектов можно было требование применять по полной, а для всяких ларьков и т. п. – не по полной. И я подозреваю, что это будет временное явление, которое закончится внедрением мониторинговых систем диспетчеризации повсеместно.

А вот если применить это требование по полной к объектам без круглосуточного пребывания обученного персонала, то окажется, что требуется куда-то на какой-то пульт централизованного наблюдения (диспетчеризации и мониторинга) передавать не просто сигнал “Пожар” (и может быть сигнал “Неисправность”, чего я ни разу не видел), а все сигналы, которые выводятся на панели ППКП в различимом, а не обобщённом, виде.

Для осуществления такой передачи необходимо уже не просто канал передачи состояния шлейфов устройства объектового оконечного, а передаче всех событий, возникающих в СПА.

Итак, если на объекте отсутствуют круглосуточные специально обученные люди, то все события, возникающие в системах противопожарной автоматики (СПА) о состоянии системы сигнализации (СПС) и средств противопожарной защиты (СППЗ), требуется передавать в такое помещение, в котором круглосуточные специалисты присутствуют.

Отмечу, что в ГОСТ Р 53325–2012 “Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования” есть часть 9 “Системы передачи извещений о пожаре”, в которой сформировано требование передачи на пульт пожарного мониторинга тревожных извещений о пожаре, неисправностях приемно-контрольного пожарного прибора и неисправности линий связи с ним.

Причём, пульт пожарного мониторинга и пожарный пост – это не одно и тоже. То-есть даже если имеется пожарный пост всё равно нужно ещё передавать сигнал на пульт пожарного мониторинга.

Напрашивается введение термина пожарный пульт централизованного наблюдения (ППЦН), объединяющей в себе пожарный пост и пульт пожарного мониторинга.

В текущей редакции ГОСТа Р 53325–2012 нет требований по детализации информации от СПА, СППЗ и СПС объекта – этот вопрос остается на усмотрение проектной организации, но я ни разу не видел чтобы сигнал “Неисправность” передавался в пожарный ПЦН, не говоря уже о диагностических сигналах и конкретизации сигнала Пожар до отсека, зоны или датчика.

Какую диспетчерскую службу выбрать?

Возможно, кто-то где-то видел небольшую диспетчерскую прямо у дома. Но ведь не всегда найдется место во дворе, чтобы организовать подобное помещение. Да и дежурный диспетчер там должен находиться круглосуточно. Это значит, что работать посменно должны 3 – 4 человека. Если подсчитать, сколько им нужно платить зарплаты, то сумма выходит приличная. Помимо этого помещение нужно оборудовать: установить стол, стул, компьютер, подключить электричество. К тому же, придется решать проблему отопления. Это еще дополнительные затраты. Получается, что организация такой диспетчерской – дорого и неудобно. Как быть?

Ответ прост. Удаленная диспетчерская вашего шлагбаума. Она будет круглосуточно обеспечивать контроль и беспрепятственный проезд спецтехники на дворовую территорию. Диспетчер все время находится за монитором компьютера и внимательно следит за тем, какие машины специального назначения требуют въезда.

Но к дому подъезжает много машин непонятного назначения: к примеру, курьеры привозят срочную корреспонденцию, работают всевозможные службы доставки продуктов, мебели.  Не у всех жильцов дома есть доступ к управлению шлагбаумом. В этом случае достаточно сделать звонок в удаленную диспетчерскую и предупредить о приезде ремонтников, бригады скорой помощи, гостей, курьера, такси и т.д. Стоимость работы удаленной диспетчерской обойдется в разы дешевле, нежели пытаться организовать ее своими силами.

Центральная служба эксплуатации сложных систем жизнеобеспечения зданий.

Собственно так уже и должно быть – такой службой есть обслуживающая организация. Но это так себе служба, ведь общение организации с объектовой СПА должно происходить не раз в месяц или по заявкам, а круглосуточно.

Чтобы всё заработало как надо, плясать нужно от средств мониторинга и диспетчеризации – и уже на эту ось нанизывать систему.

Инфраструктура вместе с персоналом тут будут центром концентрации компетенций (ЦКП) – и это будет естественный способ укрупнения производителей противопожарных работ: так сказать монополизация по белому – вокруг предмета, а не символа.

Ведь можно обязать собственника иметь не договор о ТО, а договор о мониторинге. Когда-то давно сталкивался с таким на практике, о чём писал в статье Фантазии о правильном вводе в эксплуатацию системы пожарной сигнализации.

Договор о ТО же будет частью договора на мониторинг, который, по сути, будет договором о компетентном инженерном обеспечении (КИО). Формально конечно можно разрешить иметь различные договора, как сейчас и обстоят дела. Но сейчас передаётся лишь один сигнал. При полноценном инженерном мониторинге вряд ли возможно разделение процесса на ТО и мониторинг, как отдельные сущности.

Более того, центр компетентного инженерного обеспечения эксплуатации (ЦКИОЭ) будет и компетентным органом, проверяющим пуско-наладочные работы (ПНР) прежде чем принять себе сигналы диспетчеризации и мониторинга. В идеале ЦКИОЭ и будет делать ПНР, и даже сможет замкнуть на себя проектные работы.

Я уже рассматривал единый центр диспетчеризации (ЕЦД) в статье Разлад в системах централизованного наблюдения и мониторинга или зачем нужен АСУД. С тех пор ничего не изменилось.

Общие требования представлены в СП 134.13330.2012 «Системы электросвязи зданий и сооружений». правильное название рассматриваемой системы, согласно этому документу – автоматизированная система диспетчеризации и управления инженерным оборудованием (АСУД).

Как работает диспетчерская шлагбаума

Обычно на линии находится несколько операторов. Поэтому всегда можно быстро дозвониться до диспетчерской службы и уведомить о приезде автомобилей спецназначения или гостей. В целом же, контроль за работой шлагбаума осуществляется следующим образом:

  • Оператору видно на мониторе, какой транспорт подъезжает. Работник диспетчерской службы всегда имеет возможность связаться с оборудованным шлагбаумом с помощью специального устройства.
  • Оператор обязательно уточняет цель приезда автомобиля и, обработав полученную информацию, принимает решение, пропустить или не пропустить автомобиль на территорию двора.
  • В случае приезда экстренных служб оператор без промедления открывает шлагбаум и пропускает автомобиль.
  • Шлагбаум закрывается автоматически.

Услуга диспетчеризации обычно предлагается вместе с установкой шлагбаума во дворе или на территории предприятия. Это недорого и очень удобно. Возможности сервиса постоянно обновляются и расширяются. Воспользовавшись таким предложением, жильцы дома избавляют себя от многих проблем.

ДЦУП

Диспетчерский центр управления перевозками необходим в городах. Ведь в них идет огромный пассажиропоток. Здесь требуется выполнять сотни задач.

Что это

ДЦУП – организационно-технологическая структура, контролирующая перевозки, используя автоматизированные системы. С ее помощью происходит охват всех уровней управления.

Основные функции и задачи


ДЦУП.

Их много.

Главными функциями ДЦУП являются:

  1. Организация выполнения плана различных видов перевозок.
  2. Руководство движением и рациональное использование ТС.
  3. Улучшение качества обслуживания граждан.
  4. ДЦУП обеспечивает безопасность поездок на транспорте.
  5. Устраняет ошибки движения ТС.
  6. Распределяет пассажиропоток.

Если это диспетчерское руководство работы подвижного состава грузового транспорта, то здесь организовывается своевременный привоз товаров. ДЦУП формирует и заполняет документацию, предоставляет отчеты. Следит за выполнением графика. Главной задачей является оперативное управление функционированием подвижного состава.

Структура диспетчерской службы предприятия

Она зависит от размера организации. Работа сложная. Требуется следить за большим количеством ТС. Также необходимо контролировать, чтобы техника своевременно возвращалась в АТП. Структура диспетчерской службы автотранспортных предприятий не простая. Это руководящий и исполнительны аппараты.

Первый состоит из:

  • начальника ЦДС;
  • старшего и маршрутного диспетчера.

Второй аппарат – это:

  • люди, отвечающие за работу на линии промежуточных, конечных пунктов;
  • диспетчера, организующие транспортные процессы;
  • сотрудники, которые анализируют движение.

1 Для чего нужна диспетчеризация?

Защита дворовых территорий. Диспетчеризация. Использование переговорного устройства.

  • для выполнения требований приложения к Постановлению Правительства Москвы от 2 июля 2013 года № 428-ПП, п.12.
  • для круглосуточного контроля за работой шлагбаума;
  • для беспрепятственного проезда для пожарных машин, автомобилей полиции, скорой помощи и МЧС, организаций газового хозяйства и коммунальных служб (в противном случае Совет муниципальных депутатов округа не даст разрешение на установку шлагбаума);
  • для проезда к жильцам сервисных служб (такси, службы доставки, перевозки, курьерские службы и т.п.);
  • для проезда к жильцам гостей, родственников и т.п.

Физически диспетчеризация представляет из себя комплекс технических средств мониторинга состояния заграждающего средства (шлагбаума, откатных ворот и др.), удаленного управления функциями заграждающего устройства, технологической связи с диспетчером (вызывная панель и др.); а так же организационных мер, связанных с привлечением на постоянной основе собственного диспетчера (например консьержа или охранника) либо заключения договора с аутсорсинговой диспетчерской компанией на оказание данного вида услуг.

Задачи и функции диспетчеризации

Основными задачами диспетчера являются:

  • контроль и координация производственных процессов;
  • обеспечение равномерности загрузки оборудования;
  • поддержание непрерывности, ритмичности и экономичности выполнения всех процессов;
  • предотвращение простоев оборудования и потерь рабочего времени.

Производство – это живой организм, в котором одновременно происходит множество процессов, изменений и постоянно случается что-то непредвиденное. Задача диспетчерской службы – внимательно отслеживать все процессы, мгновенно реагировать на любые сбои и непрерывно искать способы улучшения.

К функциям систем диспетчеризации относятся:

  • глобальный мониторинг ситуации в цехе, на отдельных участках и рабочих местах, осуществляемый в реальном времени;
  • получение и обработка исходных данных от верхнего звена управления предприятием;
  • планирование и учет операций перемещения сырья, полуфабрикатов;
  • перераспределение материальных потоков исходя из изменений производственной ситуации;
  • оперативное управление запасами и производственными ресурсами;
  • контроль соблюдения норм технологических регламентов;
  • мониторинг и прогнозирование фактического состояния технологического оборудования;
  • мониторинг и управление качеством производства;
  • прогноз и предотвращение возникновения сбоев, отказов и аварийных ситуаций;
  • формирование диспетчерской отчетности о состоянии производственных процессов, выполнении планов.

Виды ДЦУПУ

Управление пассажирским транспортом – сложная задача. Его нужно делать эффективно. Для этого ДЦУП разделяется на виды.

Рассмотрим их детально.

Внутрипарковое

Такая диспетчеризация происходит перед выходом автобусов и других ТС на маршрут, их возвращения.

Решаются следующие задачи:

  • готовятся путевые листы к выпуску транспорта на линию;
  • обрабатываются документы после возвращения ТС в парк;
  • происходит экипировка подвижного состава перед выпуском на маршрут;
  • идет анализ функционирования машин на линии;
  • оформляются бумаги для отчета.

Перечисленные действия происходят в строгом соответствии с планом организации.

Линейное


Линейное ДЦУП.

Она осуществляется, когда подвижный состав идет по маршруту.

Выполняет следующие задачи:

  • контролирует перемещение машин, чтобы оно соответствовало расписанию;
  • позволяет организовать помощь при ДТП;
  • координирует действия ТС разных видов и маршрутов;
  • способствует правильному использованию резервов автобусов;
  • анализирует действия, оформления отчетов.

Центральное

Осуществляется в составе транспортных управлений. Количество предприятий на его работу не влияет. Центральная диспетчеризация контролирует перемещение автобу-сов в городах. Руководство деятельностью организовывается согласно плану. Для этого используют прямую, проводную, радиотелефонную связи.

Количество штатных сотрудников регламентировано соответствующими норматив-ными актами. Оно зависит от того, сколько ТС на линии. Также влияет на это число маршрутов и объем данных, поступающих для обработки.

В состав центрального пункта входят:

  • управляющий персонал;
  • отдел по планированию;
  • информационно-технологический центр.

Также включены инженеры по программному сопровождению.

Диспетчеризация как процесс управления

Существует схема разделения структуры производственного предприятия на уровни стратегического, тактического и оперативного управления. Диспетчеризация относится к оперативному уровню управления и работает исключительно с производственной информацией.

До недавнего времени диспетчеризация осуществлялась в ручном режиме силами диспетчерской службы или с использованием систем, работа которых основана на базе знаний о процессах, происходивших в прошлом. И в том, и в другом случае было сложно оценить текущее состояние производственной системы и спрогнозировать возможные сбои в работе.

На смену устаревшим подходам к управлению производственными процессами пришли автоматизированные информационно-вычислительные системы, которые позволяют повысить эффективность диспетчеризации за счет мониторинга ситуации в реальном времени, оперативного перепланирования с учетом неожиданных изменений графика и возможности построения точных прогнозов.

Системы диспетчеризации многократно упрощают управление, экономят рабочее время сотрудников и исключают ошибки в принятии решений, которые могут быть обусловлены человеческим фактором.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий