Виды ворот
Автоматизировать процесс открытия и закрытия можно в воротах любого типа, но принцип реализации и необходимые элементы будут кардинально отличаться. Всего существуют три основных типа:
- Распашные ворота – наиболее простой и распространенный вид, представляющий собой одну или две створки, которые могут открываться внутрь или наружу;
- Откатные ворота – представляют собой сплошную панель, отодвигающуюся в сторону вдоль стены или забора;
- Подъемные и подъемно-поворотные ворота (роллетные) — представляют собой секционную конструкцию из пластика или металла, набираемую в замок, поднимаясь вверх, секции складываются или поворачивают под потолок.
Откатные, в свою очередь подразделяются еще на три категории (подвесные, рельсовые и консольные). Подвесные используются в промышленных помещениях или в местах, где верхний габарит ограничен конструктивными элементами. Рельсовые используют рельсовый путь для перемещения по нем въездных ворот, но этот тип использует редко из-за сложности эксплуатации и необходимости высокой точности подстройки.
Подъемные в качестве автоматических гаражных ворот требуют разработки проекта и высокой точности работ, из-за чего процесс их самостоятельной реализации без наличия соответствующего опыта не представляется возможным. Поэтому в рамках статьи мы рассмотрим более практичные и простые в изготовлении варианты – распашные и консольные откатные ворота.
Виды секционных ворот
С точки зрения интенсивности нагрузки, площади проёма и места установки различают промышленные и бытовые гаражные ворота:
- Бытовые рассчитаны на 6 — 10 циклов спуска-подъёма за день. Их размер коррелирует с габаритами легкового автотранспорта. Вес небольшой створки балансируется пружинами растяжения или торсионной системой. Бытовые ворота устанавливаются в гаражах частных домов и офисов.
- Промышленные выдерживают нагрузку в десятки и сотни циклов открытия—закрытия в сутки. Их размер, как правило, соответствует габаритам грузового автотранспорта, автобусов и спецтехники. Такие ворота устанавливаются при въезде в автопарки и крытые парковки, автомойки и складские ангары, ими перекрываются въезды в промышленные цеха и крытые дебаркадеры торговых центров.
Высота притолоки и конфигурация помещения задаёт ограничения по расположению барабана и направляющих.
С учётом этих параметров выделяют ворота нескольких типов:
Подъём | Высота притолоки* | Расположение барабана* | Расположение направляющих над проёмом |
Низкий | 150 — 280 мм | сзади | горизонтальное или наклонное |
250 — 350 мм | спереди или сзади | ||
Стандартный | 350 — 600 мм | спереди | |
Высокий | 500 мм и выше | внизу или вверху | |
1500 мм и выше | вертикальное |
*конкретные значения зависят от производителя и модели
В случае крайне низкой притолоки при большой высоте проёма есть возможность уменьшить проём, установить фальшь-панель и за счёт этого смонтировать секционные ворота нужной конфигурации.
Когда размер притолоки превышает высоту проёма, створка может двигаться вертикально вверх, направляющие устанавливаются параллельно стене.
Если потолок помещения располагается под углом к стене, направляющие размещаются на подвесах под наклоном к проёму, параллельно потолку.
Порядок сборки и установки
Сборка и монтаж осуществляются довольно просто. Для начала необходимо перенести схему ворот из инструкции на раму проема гаража. Для этого необходимо отметить места крепления каждого профиля конструкции. Все крепежные элементы выбирают в зависимости от материала стен:
- бетон– распорные дюбеля;
- ячеистый бетон или газосиликатные блоки – удлиненные дюбеля из пластмассы;
- металл – саморезы.
Сначала осуществляется монтаж вертикалей проема. Затем крепятся несущие элементы. Каждый этап работы проводится согласно инструкции. Затем на полотно устанавливают ручки, засовы, элементы автоматики для ворот.
После необходимо установить балансирующие пружины. Также следует отрегулировать натяжение подъемных тросов. Электропривод подсоединяется после установки этих элементов. Также следует закрепить ограничитель перемещения полотна.
После выполнения этих этапов необходимо проверить качество движения полотна. При открывании и закрывании не должно наблюдаться рывков или каких-либо замедлений. Также во время эксплуатации створка должна реагировать на появление в проеме посторонних предметов. Согласно отзывам, секционные ворота DoorHan отлично проявили себя в самых разных условиях эксплуатации.
Монтаж секционных ворот Дорхан можно очень просто осуществить своими руками. Подробная инструкция приведена в видео от производителя, где подробно рассказан и показан весь процесс установки данных гаражных ворот.
В первую очередь чтобы осуществить качественный монтаж секционных ворот нужно подготовить все необходимые материалы и инструменты. В их число входят:
- сэндвич-панели;
- торсионные пружины;
- направляющие;
- дополнительные комплектующие;
- пассатижи, гаечные ключи, молоток;
- строительный карандаш и нож;
- рулетка и уровень;
- перфоратор и дрель;
- клепальный пистолет.
Данного набора хватит для успешной установки гаражных ворот DoorHan своими руками.
До того как приступать к установке и монтажу конструкции нужно подготовить проем под будущие ворота, а именно: снять все размеры (ширина и высота); уровнем проверить насколько пол, притолока и заплечники параллельны друг друга, находиться они должны исключительно в одной плоскости. Кроме того, проем должен быть укреплен металлическим каркасом, так как именно на него ляжет вся нагрузка во время работы автоматических ворот.
Основные правила установки секционных ворот своими руками
Выдерживать уровень проема, так как ворота такого типа перекосов не любят.
Использовать только те комплектующие, которые указаны производителем.
Во время установки нужно перенести схему монтажа на проем ворот (она есть в инструкции). Также необходимо пометить карандашом места, где будут крепиться профили.
Несущие детали можно начинать закреплять строго с нижней ламели.
После этого производится сборка полотна секционных ворот, делается это от нижней панели к верхней.
Далее нужно проследить, чтобы верхняя створка плотно прилегала к нащельнику
Если такого прилегания не получилось, то можно этого добиться, отрегулировав верхние кронштейны.
После чего, можно произвести монтаж засовов, ручек и замков.
Следующим шагом, нужно произвести монтаж торсионных пружин, также важно проследить, чтобы тросы были хорошо натянуты, и подсоединение электропривода.
Заключительным этапом необходимо произвести установку ограничителя для хода полотна ворот, и проверить их процесс открытия и закрытия.
Таким образом, процесс установки секционных ворот Дорхан представляет собой достаточно простой процесс, который не отнимет много времени.
Секционные гаражные ворота из подручных средств
Теоретически можно изготовить секционные ворота из подручных средств и дополнительно сэкономить на обустройстве въезда в гараж. Однако на практике для такого мероприятия потребуются не только уверенные навыки владения спектром строительных инструментов, но и инженерные задатки, и навыки токаря. Поэтому перед тем, как приступить к дорогостоящему эксперименту, необходимо оценить свои возможности и навыки, а также помнить, что от безопасности креплений будет зависеть жизнь человека.
Формально процесс создания ворот может быть любым – от изобретения собственного функционального «конструктора» до удачного повторения проверенной идеи. Второй вариант более надежен, так как будут использоваться готовые оригинальные чертежи и проверенные на практике расчеты. Однако даже в случае, если используется оригинальный чертеж, предстоит самостоятельно изготовить сложные детали на специальном оборудовании и приобрести специальные уплотнители из морозоустойчивой резины или каучука. Конструктивно простая схема дверей-самоходов состоит из нескольких деталей:
- направляющие;
- полотно;
- валы;
- петли;
- подвесы;
- балансировочные пружины;
- прочие элементы конструкции по чертежу.
Установка секционных ворот
Для полотна, направляющей, валов и пружин потребуется приобрести металл и учесть рентабельность реализации идеи, добавив транспортные расходы. Если присутствуют уверенные навыки плотника и маляра, то можно изготовить все элементы самостоятельно и комфортно обустроить въезд в гараж действительно недорого. Если в бюджет добавить затраты на покраску и оплату услуг токаря, то двери-самоходы из подручных средств могут оказаться дороже готового комплекта.
Не знаете, как установить секционные ворота в подготовленный проем? – это самый простой этап при выполнении работ своими силами. Для правильной установки достаточно воспользоваться общими рекомендациями по сборке готовых комплектов и учесть нюансы монтажа выбранной модели. Поэтому перед тем, как приступить к работе по изготовлению «запчастей», обязательно не только подобрать оригинальный чертеж, но и схему монтажа выбранной модели ворот. Если планируется утепление ворот своими руками, то рекомендуется использовать простые в монтаже утеплители – минеральную вату или пенопласт.
Плюсы и минусы конструкции
В пользу подъемного механизма для гаражных ворот стоит сказать следующее:
- Для поднятия не нужно много свободного пространства снаружи или внутри помещения. Используется место под потолком.
- Цельное полотно станет надежной защитой от злоумышленников.
- Створка подлежит утеплению разными теплоизоляторами (пенополистиролом, пенопластом, минеральной ватой).
- Допускаются наружная отделка, украшение.
- Изделие получится оснастить автоматикой.
- Возможна установка подъемных полотен не только в одинарных, но и двойных гаражах.
Среди недостатков:
- В открытом виде уменьшается высота проема.
- Монтаж рекомендуется выполнять только в проемы прямоугольной формы.
- Не подлежит частичному ремонту. При повреждении придется менять все полотно.
- Нужно четко соблюдать нагрузку на ворота. Неправильный расчет при выборе готового изделия или при самостоятельном изготовлении приведет к сокращению срока его службы.
Требования к проему и его подготовка
Установка секционных ворот требует предварительной подготовки проема. Проем во-первых, должен иметь достаточную несущую способность, во-вторых, по сторонам и вверху должно быть достаточно места для установки направляющих, и в третьих, он должен быть ровным. Давайте разбираться по порядку.
Чтобы было понятнее, почему установка секционных ворот возможна только на ровные стены
Несущая способность и способы ее корректировки
Если стены, к которым будут крепится секционные ворота, сложены из полнотелого кирпича, бетона, шлакоблока, даже ракушняка, крепление направляющих возможно. Для этих материалов обычно используют анкера или дюбеля. Хуже, если стены сложены из пустотелого щелевого кирпича, пеноблока. В них тяжелую конструкцию без доработки не поставишь. Придется делать усиление проема. Есть два способа:
- Сделать усиление проема из металлических уголков и крепить систему к ним. Все будет держаться, но затраты высоки.
- Оштукатурить стены и попытаться закрепиться в штукатурный шов. Если что-то пойдет не так, можно еще использовать химические анкера. Этот вариант дешевле, но не самый надежный, так что лучше его не использовать.
К усилению несущей способности стены лучше подойти серьезно и сделать-таки каркас из уголков. Да, это недешево, но ворота ставятся не на один день, и не на один год, так что затраты оправданы.
Способы усиления проема если стены сделаны из щелястого кирпича или пенобетона
Если гараж планируется отапливать, при усилении при помощи уголков, не забудьте под металл положить теплоизоляцию. В данном случае лучше всего подойдет картон из стекловолокна. При малой толщине он имеет хорошо предотвращает утечку тепла.
Если места для монтажа конструкции недостаточно
Бывает и так, что вверху или по бокам не хватает места для установки конструкции. Если слишком мала притолока, есть штатное решение — фальшпанель. Она сделана из того же материала, что и полотно ворот, крепится в проеме к несущей балке. Тем самым уменьшается высота ворот, но появляется возможность установить более удобную в монтаже систему стандартного подъема.
Вот что такое фальшпанель. Она может крепиться по-разному
Бывает и так, что не хватает расстояния не только вверху, но и по бокам. Обычно этой болезнью страдают металлические гаражи.
В металлических гаражах обычно нет ни расстояний сбоку, ни сверху. Надо сварить такой каркас и к нему прикрепить ворота,зазоры заделать и утеплить
Самый удобный метод коррекции размеров проема ворот в том случае — приварить по периметру профилированную трубу требуемого сечения. Сечение выбирается так, чтобы было достаточно места и вверху, и по бокам. Еще вариант — сделать как на фото выше — сделать ворота не на всю ширину гаража.
Выравнивание проема и потолка
Кроме несущей способности и параметрам проема, необходимо проверить, чтобы его поверхность была ровной и гладкой. Также должны быть выровнены стены вокруг проема и две полосы на потолке. К ним будет крепиться система направляющих, все они должны быть ровными, и лежать в одной плоскости.
Требования к проему для установки секционных ворот
Минимальная ширина полосы, на которой не должно быть отклонений — 210 мм. Это при монтаже стандартной комплектации и стандартного подъема. Для других систем требуется чуть больше. Так что можно вывести сразу около 300 мм. Точно не ошибетесь.
Для выравнивания стен из бетона, кирпича, строительных блоков используют штукатурку по маякам. Поверхность проверяют во всех плоскостях. Установка секционных ворот начинается после того, как штукатурный раствор высохнет.
Типы по способу управления
Управление может быть механическим или автоматическим.
Механический способ
Ручное управление. Механизм крепится к наружной стене гаража. В стандартных моделях имеет две кнопки, которые отвечают за открытие и закрытие. Чтобы поставить автомобиль в гараж, потребуется выходить из нее.
Автоматический
Основное условие подключения и полноценного функционирования ‒ наличие постоянного электрического тока.
Для снятия блокировки требуется получить сигнал с пульта или нажать кнопку на панеле в гараже. При сбоях с электричеством сделать этого не выйдет.
Можно решить эту проблему несколькими способами:
- Установить дополнительный источник электроэнергии. То есть при необходимости подключать резервный аккумулятор. Но этот вариант не годится при низкой температуре. Надежнее будет использовать генератор.
- Заказать в комплект к автоматике механизм ручной разблокировки. Не входит в стандартный набор комплектации. Придется оплачивать отдельно.
- Скомбинировать два предыдущих способа. Так ворота будут работать максимально эффективно и безотказно независимо от наличия электричества.
При монтаже секционных створок можно закрепить автоматику двумя разными методами:
- На потолке. Используется под полотна небольших размеров, в гаражах, рассчитанных на один легковой автомобиль. Фиксируется на потолке на расстоянии 1‒2 м от проема. Трос крепится вверху створки с помощью рычага, что создает тягу. С помощью этого троса дверь открывается.
- Комплектация с навальным приводом приобретается под массивные большие ворота. Двигатель крепится с одной из сторон от торсионного вала. Для бесперебойной работы потребуется поставить надежный цепной механизм. Двигатель силовым воздействием будет приводить в движение вал, и ворота откроются или закроются.
Контроль выполняется с помощью двух устройств (на выбор): пульта или телефона.
С пульта, брелка
Радиус действия сигнала достигает 10 м от гаража, так что управлять можно прямо из автомобиля.
Чтобы радиосигнал не был перехвачен злоумышленниками, рекомендуют его кодировать.
С мобильного телефона
На телефон скачивается специальное приложение, которое работает онлайн. С его помощью получится дистанционно контролировать работу ворот. Похожие программы ставятся и для управления системой видеонаблюдения.