Как сделать гаражные ворота своими руками — пошаговый процесс
Выбор конструкции ворот зависит от наличия свободного места около гаража и его размеров. С учетом этих параметров выбирается оптимальный тип:
- Откатные сдвигаются вбок, практичны и удобны. Однако при открывании требуется место равное по величине ширине створки.
- Роллетные состоят из пластин, которые убираются в короб, установленный на потолке. Удобны, экономичны, но легко вскрываются злоумышленниками. Поэтому использовать их рекомендуется в охраняемых помещениях.
- У подъемно-поворотных ворот полотно поднимается вертикально с помощью рычажно-поворотного механизма. Его покупают в магазине или делают самостоятельно. Дополнительного места внутри и снаружи гаража для открытия не требуется что актуально для маленьких дворов.
- Секционные конструкции состоят из нескольких частей, поднимающихся по направляющим к потолку с помощью пружинного устройства.
- У распашных ворот самая простая конструкция, но понадобится свободное место по бокам и перед гаражом.
Виды гаражных ворот: 1. Секционные; 2. Роллетные; 3. Подъемно-поворотные; 4. Распашные
Чтобы цена запорного устройства была не слишком высокой, а надежность выше его можно изготовить своими руками. Для этого, так же как и на ворота, разрабатывается чертеж запоров для гаражных ворот.
Простой накладной замок на ворота
Инструкция по изготовлению замка состоит в следующем:
- Изготавливается основа замка из металлической пластины.
- Вырезаются две накладки, ширина которых 22 и 120 миллиметров.
- Выполняется гибка накладок в тисках по эскизам.
- Делается задвижка.
- Изготавливается по чертежу направляющая трубка диаметром 10 миллиметров, из которой будет сделан ключ замка. Длина элемента зависит от толщины изготовленных ворот.
- Накладки привариваются к краям основания.
- Сверлятся отверстия для крепления замка к двери.
- Трубка аккуратно приваривается перпендикулярно к основе.
- В накладки вставляется задвижка, в которую ввинчиваются винты диаметром М4, примерно восемь миллиметров длиной. Они будут ограничителями хода задвижки.
Для тех, кто хочет изготовить гаражные ворота своими руками, схема, чертеж сборки конструкции, чертежи отдельных ее элементов, разработанные специалистами, обеспечат качественный монтаж устройства.
Распашные. Самый примитивный вид, но в одночасье и самый надежный. Конструкция ворот очень простая – это две створки, которые вешают на петли и закрывают плотно, не оставляя промежутков. Такой тип при желании вы можете соорудить самостоятельно без особых затрат. Откатные. Данный вид появился в начале 20 столетия. Конструкционно – это одна створка, которая отводится в сторону по основной стене. Также, створок может быть две по желанию, которые будут разъезжаться в разные стороны. Данная конструкция ворот требует наличия свободного места на стене, в связи с чем, они более применимы для организаций промышленного назначения. Подъемно-поворотные. Про этот вид мы узнали сравнительно недавно. Конструкция таких ворот представляет собой сплошное полотно, которое поднимается вверх и останавливается в положении параллельно к полу. Принцип работы ворот гаражных подъемных заключается в использовании шарнирно-рычажного механизма и направляющих. Данный вариант больше всего подходит для гаражей с небольшой площадью, ведь ворота практически не занимают драгоценного пространства
Кроме того, важно учитывать, что данная конструкция подходит для отапливаемых гаражей либо местностей с теплым климатом. Подъемно-секционные
Новаторское конструкционное решение для гаражных ворот
Это полотно из нескольких сегментов, которые складываются и поднимаются по направляющим к потолку. Принцип работы ворот гаражных подъемно-секционных заключается в использовании пружинного механизма и направляющих с передачей по цепочке. Роллетные. На практике используют достаточно редко, поскольку они не могут обеспечить требуемой надежности. Конструкция ворот представляет собой пластины из алюминия, которые заезжают, складываясь в короб, закрепленный под потолком.
Конечно же, секционные и подъемные механизмы избавят вас от необходимости чистить снег перед гаражом, но в любом случае вы не сможете заехать вовнутрь, если перед входом будет навалено много снега. Поработать лопатой придется в любом случае.
Как сделать консольные откатные ворота
Эта конструкция хороша тем, что над проездом нет балок. Но она — самая дорогая в устройстве. Дело не столько в системе роликов, сколько в необходимости устройства фундамента с металлическими закладными, к которым затем будет крепиться консольная балка. Если столбы уже есть, фундамент заливается перед ним и вдоль забора на длину технического выноса, который необходим для компенсации нагрузки, создаваемой полотном.
Комплектация консольных ворот
Даже если делают консольные откатные ворота своими руками, комплект, состоящий из направляющей балки, роликов, концевых роликов и уловителей покупают обычно в фирме. Все запчасти рассчитываются исходя из размеров полотна, материала каркаса и типа обшивки: вес имеет существенное значение. Потому желательно со всеми этими параметрами определиться заранее.
Зная длину несущей балки, вы сможете рассчитать необходимый размер фундамента. По типу — это ленточный фундамент, котлован под него копают ниже глубины промерзания грунта (для каждого региона она своя), в который закладывают армированные опоры под пластины с роликами, а также устанавливают стойки. К этим стойкам затем крепится комплект верхних роликов, удерживающих полотно и не дающих ему раскачиваться.
Как рассчитать фундамент под крепление для консольной балки
Сложного при расчете ничего нет. Фундамент по длине равен почти половине длины пролета. Если пролет 4 метра (ширина проезда или расстоянием между столбами), то фундамент должен быть 1,8-2 м. Ширина его 40-50 см, глубина — ниже глубины промерзания грунта для региона.
Фундамент под консольную балку при строительстве откатных ворот
Котлован выкапывают еще на 10-15 см глубже — под гравийно-песчаную подушку. Этот фундамент армируют (по типу ленточного), в верхней его части к арматуре приваривается швеллер (18 или 20) и все это заливают бетоном. Швеллер выставляется в «нулевой» уровень, то есть он должен стоять на одном уровне с уровнем грунта или материалом, которым отделан двор.
Подготовленное армирование и закладной швеллер
Есть более дешевый и быстрый вариант, но по надежности он уступает описанному выше. В грунт вкручивают три винтовых металлических сваи, к ним приваривают швеллер.
Установка роликовых опор
К закладному швеллеру привариваются шпильки, к ним потом на болтовых соединениях крепятся платформы с роликами. Иногда можно встретить варианты, когда платформы приварены сразу к закладной. Это неправильно. Существует довольно большая вероятность того, что фундамент или столб забора даст усадку. Даже небольшое смещение — и ваши ворота работать не будут. Если ролики со шпилек можно снять, шпильки переварить и все собрать на место, то как корректировать если платформа приварена? Срезать? Сложно, долго, без гарантий. Так что лучше в этом случае делать все по правилам.
Пример крепления роликовых площадок
При покупке обратите внимание на роликовые каретки и на сами ролики. Это обязательно закрытые подшипники качения
Они обычно располагаются в два ряда по 4 штуки в каждом. Смазка в них должна быть морозостойкой — нижний предел температур -60°C. Осмотрите платформу, на которой они крепятся. Она должна быть стальной, литой, хорошего металла с оцинкованной поверхностью, покрыта защитной смазкой.
На ролики накатывается опорная балка, потому основную нагрузку несут они
Покатайте ролики. Все должны кататься без усилий, и не должны иметь люфта (не должны шататься из стороны в сторону). Тогда можно быть уверенным, что ворота будут ездить легко и откатной механизм будет работать продолжительное время (некоторые фирмы дают гарантию 10 лет). Ведь большая часть нагрузки приходится именно на ролики, потому их качество ключевой момент, как и сбалансированная конструкция полотна.
Остальные этапы монтажа более понятно будут описаны в фото-отчете: ворота собраны самостоятельно, без привлечения специалистов.
Про автоматику распашных ворот читайте тут.
Нюансы монтажа калитки
Встроенная в ворота калитка существенно облегчает вход на участок и выход с него. Вместе с тем, необходимо учесть ряд нюансов такой конструкции:
- Проектировать калитку следует еще на этапе изготовления откатной конструкции. В готовое полотно врезать ее будет намного труднее.
- Калитка в откатных воротах врезается не по центру полотна и не с самого края. Оптимальное ее расположение — 1 метр от края полотна с любой стороны.
- Открываться калитка должна внутрь участка. В этом случае она не будет мешать перемещающейся створке.
- Будет иметь место высокий порог, который создаст неудобства при перешагивании через него, при проезде велосипеда или детской коляски.
- Общая жесткость полотна понизится вследствие наличия данного проема.
- Увеличится общий вес конструкции.
- Может возникнуть проблема с выбором ручки или замка с ручкой, так как слишком выступающая ручка может сделать невозможным открытие створки ворот.
- Следует установить блокиратор открытия створки при открытой двери. Тем самым будет предотвращена поломка калитки.
Объективная критика
Рама со встроенным открывающимся механизмом
Решение делать калитку в откатных воротах своими руками вроде бы заманчивое и внешне привлекательное, но о некоторых негативных нюансах все-таки стоит знать:
- при открытой калитке движение ворот невозможно, поэтому перед открыванием ворот, следует позаботиться о том, чтобы калитка была закрыта;
- ограничен выбор замка и дверной ручки, так как расстояние между полотном ворот и несущими элементами невелико;
- высокий порог, который препятствует свободному движению, без него никак, так как это часть рамы всей конструкции;
- также свободному продвижению, например, высоких людей, мешает присутствие верхней перекладины, опять-таки необходимой части рамы конструкции;
- существенное снижение общей жесткости всего полотна ворот, так как вес конструкции значительно увеличивается.
Так что этот вариант обустройства входа и въезда лучше рассматривать в последнюю очередь. Специалисты утверждают, что лучшим выбором может стать отдельно установленная калитка, которую будут перекрывать открытые раздвижные ворота. Если же вы все еще склонны к тому, что такой вариант вас больше всего устраивает, тогда постарайтесь при изготовлении своими руками учесть все нюансы.
Необходимость во встраивании
Эскиз размещения необходимых элементов с размерами
Чаще откатные ворота возводят своими руками на территориях, где достаточно места и для их отката, и для отдельно стоящей калитки. Этот вариант самый приемлемый и удобный. Две открывающиеся системы не зависят друг от друга, и если с одной из них произойдут какие-либо поломки, вторая будет работать безотказно
Важно правильно рассчитать размеры конструкции и использовать предварительно подготовленные чертежи
Но, в некоторых случаях нет территориальной возможности располагать калитки отдельно, поэтому приходится в откатную систему ее встраивать. Почему так пессимистично?
Встроенный проем для входа имеет несколько недостатков, о которых мы упомянем чуть позже. Ну и такой вариант, несколько проблематичный в изготовлении своими руками, поэтому необходимо продумать и рассчитать все до мелких деталей. А лучше использовать уже готовые профессиональные чертежи.
Без калитки обойтись тоже можно, но зачем эксплуатировать ворота только для того, чтобы одному человеку войти? Особенно если они с автоматикой, которая рассчитана на определенное количество открываний.
Какие конструкции откатных ворот лучше?
Откатные ворота бывают нескольких типов, отличающихся устройством, надежностью и конечно, стоимостью.
- Подвесная конструкция. В ней створка подвешена на роликах-подвесах на балке, по которой и передвигается. Как двери шкафа-купе. Это наиболее дешевая и надежная конструкция. Но с большим расходом материала. Еще одна особенность – расположение балки над проемом: большие, высокие машины могут не проехать. Хотя, существуют варианты с разборной балкой – после открывания можно снять перемычку, чтобы машина смогла въехать. Как выглядит такая конструкция – показано на фото.
- Откатные по нижнему рельсу. Створка ездит по рельсу, смонтированному в грунте под проемом. На одном из столбов устанавливается дополнительный направляющий ролик. Система изящная – никаких дополнительных конструкций. Но, видимо, не для нашего климата: в рельс забивается грязь, листья и снег.
- Консольные. Эта конструкция решает проблемы обеих вышеописанных: нет рельса, подверженного засорению, и нет перемычки сверху. Но, именно поэтому, она и самая дорогостоящая. Консольные откатные ворота бывают трех типов: с верхней балкой, с нижней и со средней. Движение створки на консоли осуществляется по роликовым блокам, установленным рядом с воротами. Принцип работы такой системы понятен по фото
Единственным минусом такой конструкции, помимо большой стоимости, является удлиненное пространство для отката: на саму створку и консоль. Чтобы выдержать большую массу створки, консольная балка имеет довольно значительные размеры – как правило, в полтора раза больше, чем сама створка, около 7 метров. Такая конструкция не позволяет использовать консольные системы открывания, если на участке в месте забора есть неровности рельефа.
Частично эту проблему можно решить, если использовать систему с верхней балкой. Но повышенная нагрузка в этом случае требует создания более мощных опор для консоли, что удорожает проект. Откатную систему с верхней балкой можно установить, если рядом есть строение, стену которого можно использовать для монтажа.
Откатные ворота со средней балкой являются компромиссным решением: для них потребуется более мощный фундамент, чем для конструкций с нижней, но не такой, как для системы с верхней консолью. Поднятая балка позволяет обойти незначительные неровности почвы. К тому же, механизм со средней балкой защищен от воздействия грязи и снега. Но по какой-то причине конструкции со средней балкой не пользуются популярностью у производителей ворот, поэтому и чертежи откатных ворот со средней балкой в интернете найти сложно – чаще всего предлагаются консольные системы с механизмом, расположенном внизу.
Откатные ворота своими руками
Откатные консольные ворота – довольно сложная конструкция. От соблюдения всех тонкостей в изготовлении, а главное, в монтаже, зависит, насколько она будет надежно и долговременно функционировать. Поэтому, стоит придирчиво и трезво оценить собственные возможности, прежде чем приступать к изготовлению конструкции своими руками.
Балка откатных ворот своими руками – не лучшее решение. Она имеет особый профиль, соответствующий роликовым системам. Поэтому, ее лучше прибрести готовой, вместе со всей остальной фурнитурой. Наиболее популярные бренды, производящие комплектующие для ворот, в том числе, и откатных – Дорхан и Алютех. Алютех – ведущий производитель комплектующих для воротных систем в восточной Европе. Компания Дорхан имеет производства в России, Китае и Чехословакии.
Каркас ворот можно собрать самостоятельно, обладая навыками обработки металла и сварочным аппаратом. Чертежи откатных ворот со средней балкой, нижней или верхней, можно посмотреть в альбомах производителей ворот. Основываясь на чертеже, показанном на фото, можно спроектировать конструкцию относительно конкретных размеров.
Этапы работ по изготовлению ворот своими руками можно посмотреть на видео.
Типы конструкций откатных ворот
На рынке предлагается несколько типов ограждений с раздвижным полотном. Они отличаются конструктивным исполнением, достоинствами и недостатками. Выбирая подходящий вариант, учитывайте следующие параметры:
- Возможность сварки в домашних условиях.
- Надежность.
- Удобство эксплуатации.
С использованием рельса
Рельсовые модели выделяются простым устройством и долговечностью. Движущийся механизм перемещается по рельсу, который закреплен в почве по линии проема. Основное полотно направлено в сторону приваренных роликов.
К основным достоинствам рельсовых моделей относят:
- Совместимость с крупногабаритными проемами (до 6 м) – в процессе эксплуатации створка сохраняет начальное положение и не провисает.
- Эргономичность – в открытом состоянии полотно занимает не больше пространства, чем проем.
- Износостойкость и надежность – при сварке откатных ворот с рельсом можно применить ударопрочный каркас и тяжелые обшивочные материалы, которые будут защищать от ударов и механических повреждений.
Рельсовые отатные ворота.
Недостатком варианта считается необходимость тщательной очистки системы от загрязнений, снега и песка, которые препятствуют движению створки.
После обильных осадков в пустотах накапливается жидкость, а в случае замерзания она превращается в лед, блокирующий нормальную работу системы. Проблема усугубляется зимой в регионах с суровыми климатическими условиями.
Консольные ворота
Автоматические ворота подойдут для промышленных объектов и больших частных территорий. По соотношению цены и качества они превосходят другие типы.
В основе ограждения используется швеллер – специальная консоль, фиксирующая створку в 2 положениях (закрытом и открытом).
Чтобы сохранить равновесие полотна, длину направляющего элемента делают в 1,5 больше ширины проема.
Среди преимуществ консольных ворот выделяют:
- Свободный ход движущихся узлов.
- Неограниченный заезд по высоте.
- Защиту роликовых тележек от загрязнений, осадков и прочего мусора. Это продлевает срок службы консолей. Тележки закреплены внутри заваренной балки, поэтому они изолированы от инородных включений.
- Качественную изоляцию усадьбы от сторонних глаз. Полотно плотно прилегает к ограждению, поэтому увидеть, что происходит внутри, достаточно сложно.
- Простоту монтажа электрического привода.
Консольные ворота, плотно прилегающие к ограждению.
Среди недостатков:
- Необходимость организации устойчивого основания. Кроме того, для обустройства конструкции с открывающейся створкой нужно много свободного места.
- Трудоемкость процесса по сборке консолей. Такие действия требуют от исполнителя некоторых умений и опыта в проектировании.
Подвесная конструкция
Представители этой группы используются в местах въезда на производственный объект, территорию ангара или склада. В воротах присутствует направляющая, которая находится на верхней балке перекрытия. Система приводится в действие с помощью роликов. Снизу конструкции опора отсутствует. Среди положительных качеств подвесных ворот выделяют:
- Стойкость к негативным воздействиям окружающей среды, включая сильный ветер, осадки и другие неблагоприятные погодные условия.
- Безопасность и большой срок службы. Механические системы способны прослужить без сбоев больше 50 лет.
- Устойчивость к взломам.
Ключевыми недостатками ворот являются высокая стоимость и ограниченные пропускные способности из-за характерного размещения направляющих частей.
Подвесные откатные ворота.
Обустройство фундамента
Правильно обустроенный фундамент обеспечит долговечность откатных ворот и их безотказную эксплуатацию. Если габариты фундамента выбраны верно, а также соблюдена технология заливки, воротам не страшны будут подвижки и вспучивания почвы, заморозки и весенние подтопления.
Фундамент для ворот откатного типа заливается со стороны участка, так как его предназначение заключается в удерживании направляющих, по которым скользят ворота откатные с калиткой.
Типичная схема откатных ворот с автоматикой
При строительстве фундамента необходимо принимать во внимание такие рекомендации:
- Длина фундамента выбирается равной половине длины проема. Например, если проем имеет длину 4 м, то необходимо залить фундамент длиной 2 м.
- Глубина заливки должна выбираться с учетом веса ворот и глубины промерзания грунта в данной местности. Так, если грунт промерзает на 120 см, то заливку выполняют на 150 см. То же самое касается веса створки. Чем створка тяжелее, тем глубже должен располагаться фундамент.
- Ширина выбирается не менее 50 см.
- В подготовленную ямы погружается каркас, изготовленный из армирующих прутьев. После этого яма заполняется бетонным раствором.
Совет: рекомендуется заливать фундамент для ворот одновременно с бетонированием площадки. Так легче будет вывести фундамент на требуемый уровень.
Достоинства и недостатки откатных ворот с калиткой
Ворота откатного типа со встроенной калиткой обладают многими преимущества. Обозначим основные из них:
- Отпадает необходимость установки дополнительного столба для двери, так как полотно уже является подходящим каркасом.
- Полотно ворот, сдвигаясь параллельно забору, не занимает места на площадке.
- Имеется возможность управления перемещением створки вручную или при помощи электропривода.
- Калитка позволяет хозяевам участка или другим людям заходить на территорию, не откатывая полотно ворот.
- Калитку можно установить как на этапе создания проекта, так и на уже готовую створку. Правда, последний вариант является менее предпочтительным.
Данная конструкция также не лишена и недостатков:
- Стоимость монтажа, по сравнению с другими типами ворот, оказывается выше.
- Процесс установки конструкции достаточно трудоемок и длителен. Необходимо залить мощный фундамент и изготовить сложную систему противовеса.
- Схема откатных ворот с калиткой должна предусматривать наличие свободного места рядом с забором для возможности сдвигания створки.
- Конструкция занимает много места возле забора. Если там имеются какие-то деревья или кустарники, их придется убрать.
Помимо обычных конструкций, используемых в частных домах, могут изготавливаться противопожарные откатные ворота с калиткой. Они обеспечивают длительную защиту помещений от открытого пламени. Материалом для их производства является исключительно металл, покрытый огнестойкой краской.
Конструкция откатных ворот с калиткой
Типичные откатные ворота с калиткой представляют собой подвижную металлическую створку, которая сдвигается в сторону, параллельно забору. Управление движением створки осуществляется посредством электропривода или вручную. Ворота могут состоять из одной или двух створок. Во втором случае конструкция оборудуется двумя электроприводами, которые раздвигают створки в разные стороны.
Привод для откатных ворот
Комплектующие для ворот:
- Металлическая рама. Чаще всего изготавливается из круглой или профилированной трубы.
- Полотно. Рекомендуется использовать профлист, который обладает небольшим весом.
- Калитка с собственной рамой. Изготавливается из такого же материала, что и створка. Рама сваривается из уголка или профилированной трубы.
- Направляющие, по которым передвигается рама.
- Опоры с роликами, вмонтированные в фундамент.
- Электропривод.