Делаем самостоятельно фурнитуру для откатных ворот

Что такое роликовая система откатных ворот

Откатные ворота — это створка, которая перемещается по верхним или нижним направляющим. Она может быть поставлена или подвешена на несущей системе, иногда используют сразу оба варианта (если створка тяжелая и надо обеспечить максимальную прочность). Для ее перемещения нужны специальные подвижные опоры — роликовые каретки. Они могут быть использованы как опорные или подвесные элементы, но общая конструкция этого узла в любом случае одинакова.

Поскольку нагрузка на ролики достаточно велика, существуют специальные требования к их рабочим качествам:

  • компактность, отсутствие принципиального изменения размеров створки;
  • износоустойчивость. Ролики должны обладать максимальной долговечностью;
  • установка каретки должна быть произведена так, чтобы имелся хороший доступ для обслуживания, ремонта или замены;
  • бесшумность перемещения. Это самый важный момент, так как ворота практически полностью создаются из металлических деталей и перемещаются по металлическим направляющим. Лишний грохот здесь недопустим.

Механизм откатных ворот состоит из комплекта деталей, которые в сборке обеспечивают плавное перемещение, а также надежную безударную фиксацию в конце движения

Еще одним условием хорошей работоспособности каретки является возможность плавной и безударной остановки в конце движения. Это требование условно, так как остановка возможна только при жестком контакте с упором, при котором одновременно задействуется концевой выключатель. Однако всегда есть возможность максимально смягчить контакт — пружинный или эластичный демпфер, мягкие накладки на самих роликах и т. п.

Безотказная работа откатных ворот, плавное и бесшумное движение, безударная остановка в конце движения – все это, в первую очередь, обеспечивают ролики, точнее роликовая система

На заметку! Все эти требования должны быть выполнены в полной мере. Даже один пункт, не реализованный в конструкции роликовой каретки, значительно ухудшает качество перемещения створки и всех ворот в целом.

Конструкция роликовой каретки

С точки зрения конструкции, роликовая каретка представляет собой комплект металлических колес, установленных на линейной опоре. Обычно на консоли устанавливают по 8 роликов — их прикрепляют попарно на вертикальную пластину, а вращение передается через подшипники закрытого типа. Несущая консоль прикреплена к монтажной площадке с помощью одного центрального шарнирного элемента. Это позволяет роликам плавно изменять положение при возникновении небольших деформаций направляющих.

Для небольших створок используются каретки с одним роликом — при сравнительно небольшой нагрузке этого вполне достаточно. Однако, если створка большая или подвешена на верхней направляющей балке, требуется сборка из нескольких роликов.

Сергей Свистунов
Строитель со стажем, редактор информационного портала Zaborchik.com

Это позволит равномерно распределить вес створки на несколько элементов и уменьшить их износ. В процессе перемещения створки с направляющими должно контактировать не менее 6 роликов. Это позволит распределить нагрузку и продлить срок службы каждой детали.

— Сергей Свистунов Строитель со стажем, редактор информационного портала Zaborchik.com

Большинство конструкций состоит из следующих элементов:

  • направляющие элементы;
  • ограничительные ролики и ловители, установленные в конечных точках движения створки. Ролики обеспечивают мягкое вхождение, а ловители останавливают створку без излишней жесткости и расшатывания несущих конструкций;
  • улавливающие порталы, установленные в верхней и нижней частях стоек. Они принимают на себя часть веса створки;
  • резиновая заглушка направляющей. Она обеспечивает защиту от грязи и мелкого мусора, предотвращая схождение роликов с рельсы;
  • сами ролики, работающие на принципе тележки (или, точнее, как роликовые коньки);
  • каретки, несущие ролики. Они устанавливаются на верхней или нижней поверхностях створки и обеспечивают передачу нагрузки на несущие элементы.

Монтаж откатных ворот

Не все конструкции роликовых систем имеют полный набор перечисленных элементов. Есть более простые, используемые на небольших и невысоких воротах. Однако большинство деталей так или иначе используются в конструкции, поскольку они обеспечивают остановку и поддержку створки в процессе передвижения.

Крепления замка и полотна ворот своими руками

Конструкция откатных опорных ворот:1. Полотно, собранное из стальных сэндвич-панелей, петель, роликов, резиновых уплотнений. 2. Верхняя направляющая. 3. Нижняя направляющая. 4. Ручка. 5. Задвижки ригельные. 6. Щеточные уплотнители.

Первым делом понадобится срезать пятки у кареток. После этого нужно будет приварить получившееся изделие к каркасу полотна. Разнос кареток по ширине необходимо определять уже по месту

Стоит обратить внимание на то, что полотно обязательно должно перекрыть проем по бокам на 200 мм в каждую из сторон, сверху приблизительно на 100 мм. При этом зазор между полотном и полом должен быть ориентировочно 50 мм

Полотно ворот необходимо вырезать по внутреннему размеру таким образом, чтобы оно легло на каркасную внутреннюю тумбу с минимальным зазором. При этом закрепить полотно на каркасе можно с помощью саморезов либо заклепок. В случае, если ворота изготавливаются из профнастила, выбирается профилированный лист, высота волны которого будет максимум 20 мм. Нужно это для того, чтобы он не выходил за пределы каркаса.

В случае, если на конструкцию планируется устанавливать врезной замок, понадобится сразу предусмотреть его крепление.

Принцип действия и схема откатных ворот

Принцип действия раздвижных ворот очень простой. Створка передвигается на нескольких тележках с роликами, которые установлены на надежно забетонированном основании. Верхние ролики для откатных ворот предназначены для защиты изделия от перекосов и падения.

Для того чтобы снять большую нагрузку с роликов при закрытии створок, на направляющей монтируется специальный концевой ролик, заезжающий в нижний улавливатель. Для хорошей фиксации створок устанавливается дополнительный верхний улавливатель.

Полные габариты приспособления составляют около 150 процентов ширины проема. К примеру, если проем имеет ширину 4 метра, то ширина ворот будет составлять не менее 6 метров. А также стоит предусмотреть место для отката шириной не меньше 6,5 метра. Большие размеры являются основным недостатком таких ворот. Поэтому, когда нет необходимого пространства, нужно рассматривать иные системы.

Перед сборкой приспособления нужно определиться с его габаритами и сделать качественный чертеж. Основными элементами ворот консольного типа являются обрешетка и массивная рама. Чтобы изготовить раму и обрешетку, нужно приобрести металлическую профильную трубу различных размеров.

Негативные качества

  1. Требуется дополнительная площадь.
  2. Стоимость постройки и дополнительные комплектующие, например, электрический мотор, перемещающий ворота.

Что необходимо, чтобы создать гаражные откатные ворота своими руками

Данные элементы — основная составляющая всего механизма откатных ворот. Состоит вся конструкция из:

  • верхних роликов откатных ворот;
  • опор;
  • концевых роликов;
  • специальных рельсов или швеллеров;
  • улавливателей;
  • заглушек.

Вышеперечисленные детали – это необходимость для изготовления роликового механизма. Необходимо уделить направляющему рельсу, по которому движутся ролики. Он должен иметь достаточную степень жесткости, чтобы не деформировался в процессе эксплуатации

Важно, чтобы вся конструкция не вышла из строя. Сталь должна быть толще, чем показатель в три с половиной миллиметра

Весь вес сдвижных ворот держат на себе поддерживающие роликовые каретки. Они обычно изготовлены из качественных подшипников. Если качество плохое, то они очень быстро истираются и могут даже рассыпаться, что приведет к нарушению всей конструкции ворот. Для опорных роликов применяются усиленные подшипники. Подобный подход продлит время работы ворот.

Хорошая фиксация элементов без люфтов. Верхние ролики откатных ворот лучше сделать из резины. Пластик менее надежный материал и причиняет вред краске.

Концевой ролик снимает нагрузку с основных роликов.

Заглушки предохраняют от атмосферных осадков

Выбор материалов

Тележки, или роликовые каретки переносят нагрузку от створки на фундамент. Благодаря этим элементам возможно передвижение профиля с рамой вдоль проема. Каждая каретка содержит по 8 роликов. Они могут изготавливаться как из металла, так и из полимеров. Заводские каретки отличаются более высоким качеством, чем самодельные. Однако если правильно изготовить их своими руками, такие элементы способны служить длительное время.

Материалы, необходимые для создания каретки:

  • Для выполнения роликов следует найти подшипники генератора от жигулей. Их внутренний диаметр должен составлять 14-40 мм. Это условие необходимо соблюсти, чтобы подшипник непросто заходил в трубу, но и свободно по ней передвигался.
  • Оси кареток изготавливаются из шпилек М18. Их требуется разрезать на части необходимой длины.
  • Кроме того, нужно подготовить стальную пластину толщиной больше 8 мм. Из нее будет изготовлено основание каретки. Металл меньшей толщины лучше не использовать. В этом случае деталь не выдержит нагрузки от конструкции. При отсутствии в хозяйстве такой стали можно соединить несколько пластин друг с другом.

Изготавливается каретка довольно просто – сначала металлические пластины нужно разметить, а при помощи болгарки – обрезать лишние куски.

Далее выполняются такие действия:

  • Высверливаются отверстия для установки подшипников. В случае с тонким металлом пластины следует сварить вместе, а швы – тщательно зачистить.
  • Отверстия для крепления подшипников должны быть диаметром, совпадающим с диаметром оси – 18 мм. При сверлении металла для охлаждения используют масло.
  • Оси нужно примерить к отверстиям, а затем – обрезать до нужного размера.
  • После необходимо одеть шайбы на оси, потом – подшипники и хорошо зафиксировать их.
  • Подшипники нужно обязательно набить смазочным материалом. Для этого нужно подготовить металлические цилиндры со станками не меньше 5 мм. Если ворота увесистые, стоит подготовить детали с толщиной стенок от 1 см.

Необходимо подготовить два подшипника под диаметр цилиндра и установить их в него. По краям выполняется сварочный шов – чтобы исключить выпадение подшипников.

Внутрь подшипников следует поместить круглый прут и также приварить края. Кроме того, к пруту приваривают пластины в форме трапеций, которые впоследствии необходимо скрепить квадратом из металла. Теперь работу по созданию роликов можно считать завершенной.

Откатные ворота своими руками – монтаж

Можно приобрести уже готовые откатные ворота – в таком случае не придется самостоятельно варить основу/раму, зашивать ее отделочным материалом и ждать, пока полностью высохнет фундамент. Но можно и створку откатных ворот сделать своими руками – это не потребует внушительных финансовых затрат, да и время сушки фундамента пройдет незаметно. Причем, с работой по изготовлению рамы откатных ворот и отделки ее декоративным материалом справится даже человек с минимальным опытом в сварочном процессе.

Изготавливается рама из металлических труб, уголков и швеллеров – их можно приобрести даже в пункте приема металлолома, что будет практично и выгодно.

Не забудьте приобрести фурнитуру, которая будет приводить в действие весь механизм откатных ворот.

Пошаговая инструкция изготовления рамы откатных ворот:

  1. Подготавливаем материал – металлические детали нужно очистить от ржавчины и окалин – для этого используется «болгарка». Обязательно при работе используйте защитные очки – мелкие частицы ржавчины и окалин могут попасть в глаза, повредить их. Последний этап подготовительных работ – обезжиривание поверхности металлических фрагментов, которое выполняется с использованием растворителя.

Обратите внимание: специалисты рекомендуют именно на этапе подготовки материалов провести грунтовку металла. Многие игнорируют этот момент, но после сборки рамы будет проблемно тщательно прогрунтовать поверхность элементов в местах их соединения

  1. Приступаем к сварке несущей рамы. В принципе, каких-либо стандартов при выборе профилированной трубы нет – тут уж нужно исходить из своих возможностей: некоторые приобретают новый материал, некоторые пользуются услугами пунктов приема металлолома. Сначала свариваем несущую раму откатных ворот, затем навариваем обрешетку – она придаст каркасу прочности.

Обратите внимание: если планируется зашивать ворота с одной стороны, используя толстый материал, то внутреннюю трубу нужно сместить на край рамы. Если же планируется обшивать раму с двух сторон, то эта же труба должна располагаться посередине

  1. После изготовления каркаса нужно приварить несущую из набора фурнитуры, который был приобретен заранее. Учтите, что и направляющую, и трубы нужно приваривать к раме в шахматном порядке, прихватки должны быть не менее 20 мм и расположены на расстоянии 25 см. Только при соблюдении таких правил можно быть уверенным в прочности всей рамы откатных ворот, ее «не поведет» даже при длительном и агрессивном использовании.

Рекомендуется варить раму с «укосиной» — этим будет обеспечена устойчивость к ветровым нагрузкам.

После проведения сварочных работ нужно зачистить все сварочные швы и покрасить готовую конструкцию. Причем, специалисты рекомендуют использовать для этого алкидную краску – да, она стоит недешево, но зато перед ее нанесением ненужно проводить подготовительные работы и качество покрытия будет на самом высоком уровне.

Теперь нужно зашить раму любым декоративным материалом – это может быть профилированный лист, доски. Крепится обшивочный материал к каркасу с помощью саморезов, а если для проведения работы использовать шуруповерт или дрель, то процесс пройдет быстро и без проблем.

Виды конструкций

Всего существует несколько видов конструкций:

  • Подвесной тип пользуется популярностью за счет отличных характеристик, гарантирующих прочность и надежность конструкции. В данном случае полотно на роликовых тележках крепят к верхней горизонтальной опоре, располагающейся на пятиметровой высоте.
  • Консольные откатные системы предназначены для установки в регионах со сложными климатическими условиями. Установка верхней балки здесь не требуется, фундамент служит точкой опоры и надежно удерживает вес конструкции. Воротам этого типа не страшны снежные заносы, сильный ветер и прочие неблагоприятные природные явления.
  • Монтаж ворот на винтовых сваях занимает больше всего времени и сил. Сваи выступают в качестве несущих элементов, надежно удерживающих конструкцию.
  • Эксплуатация механических ворот осуществляется ручным способом. Простые в установке, они не требуют больших финансовых вложений.
  • Автоматические ворота оснащаются электрическим приводом и пультом ДУ. Автоматика идеально подходит, если пользоваться воротами приходиться часто.

Любой из вышеперечисленных типов конструкции отличается надежностью и долгим сроком эксплуатации.

Поэтапный монтаж откатных ворот

Только грамотное построение процесса даст результат в виде надежной и качественной конструкции.

Этапы:

  • Возведение стоек;
  • Подготовка фундаментной основы;
  • Создание полотна;
  • Установка ворот.

Рекомендуется соблюдать план работ, не отступая от него. Каждое действие стоит контролировать измерениями.

Установка столбов

Монтаж стоек – ответственный процесс, от которого зависит надежность установки всего сооружения. Их делают из бруса, металла, бетона или кирпича.

Специалисты советуют заливать бетоном стойки на глубине не меньше метра. А на территории, где грунтовые воды расположены сильно высоко, стоит создать общий фундамент под все компоненты конструкции.

Лучше всего в качестве стоек подходят стальные трубы. Улавливатели и поддерживающие элементы фиксируют сваркой.

При возведении кирпичных или каменных стоек, в стене делают закладные. Они представляют собой стальные площадки с соединенными прутками или проволокой.

Строительство фундамента

Размечают фундаментную основу опорной территории. Подготавливают котлован для заливки. От забора на расстоянии полуметра роют траншею. Сама фундаментная часть должна превышать длину противовеса примерно на 30 см.

Если планируют оснастить ворота автоматическим приводом, то на этапе рытья траншеи прокладывают проводку. Их оборачивают гофрированным кожухом из пластика.

Роль закладной исполняет швеллер. Его усиливают арматурным каркасом.

Этапы создания фундамента:

  • Подготовка траншеи (метр-полтора);
  • Нарезают стержни из арматуры: покороче и подлиннее. Первых делают больше, потому что потом их используют как перемычки;
  • Длинные отрезки фиксируют к боковым сторонам швеллера. Сформируется конструкция, напоминающая скамейку с ножками;
  • Прутки, лежащие друг напротив друга, скрепляют попарно;
  • В яму устанавливают закладную, подгоняют швеллер;
  • Монтируют опалубку и пояс из арматуры;
  • Заливают цементным раствором, утрамбовывают.

Изготовление створки

Чтобы соорудить каркас применяют профильные трубы. Их сечение не меньше 50 на 50 мм. Чтобы створки не перекосило, создают специальную платформу с четкой горизонтальной поверхностью. Определяют широкую, ровную поверхность с едва заметными щелями. На ней раскладывают рейки или бруски. Уровень измеряют лазерным или строительным оборудованием.

Полотно сваривают снизу вверх.

Этапы:

  • Создают наружную раму. Она исполняет роль главного каркаса полотна;
  • К основанию крепят детали заполняющего каркаса. Он нужен для фиксации профлиста, а также каркас повышает жесткость конструкции;
  • Сварочные швы шлифуют, а сами ворота грунтуют;
  • Пульверизатором красят в 2-3 слоя;
  • Воротное полотно обшивают профлистом, который закрепляют метизами.

Инструкция по сборке конструкции

Этапы сборки:

  1. Размечают участок. Обозначают траекторию передвижения полотна вдоль направляющим;
  2. Обозначают место, где будет установлена конструкция и передняя роликовая тележка. Соблюдается незамысловатый принцип – дальность расстояния между опорами влияет на уменьшение нагрузки на подшипники. Но, набор опорного механизма все же монтируют не по краю столба, которые ближе расположен к проезжей части. Расстояние составляет 15 см в сторону перемещения. Так делают, чтобы накатный ролик не выходил на проезжую часть;
  3. Площадки для поддерживания роликов устанавливают в определенных точках. Фиксируют сварочным аппаратом. Только после этого монтируют роликовый механизм;
  4. При установке полотно, направляющую наводят на роликовые детали. Контролируют грамотность монтажа, снимают полотно и тележки;
  5. Подваривают пластины регулировки;
  6. Монтируют обратно стойки и полотно, надежно сваривая конструкцию в закрытом виде;
  7. Проверяют вертикальность положения строительным уровнем;
  8. Накатной механизм монтируют во внутренней части направляющей. Потом его закрепляют метизами. Для большей надежности используют сварочное оборудование.
  9. Сверху на полотне крепят роликовый ограничитель. Шину для поддерживания приваривают. Потом уже проверяют вертикальность расположения конструкции;
  10. Устанавливают нижний улавливатель. Отмечают место его монтажа при запертом сооружении. Его скобу подводят под роликовый механизм, прижимая до абсолютного соприкосновения. Его фиксируют метизами, чтобы его состояние возможно было контролировать в будущем;
  11. При запертой конструкции делают разметки в местах размещения верхнего улавливателя. Его прикрепляют к стойке.

По завершению монтажа регулируют роликовые механизмы, шины и улавливатели. Торцы направляющих оснащают заглушками, а стыки после сварки шлифуют и красят.

Строим откатные ворота

Поскольку откатные ворота с верхним подвесом и механизмы, движущиеся по рельсу, не слишком удобны для использования в частных домах, рассмотрим этапы строительства на примере консольной конструкции с нижним креплением. Работы начинают с осмотра участка.

Необходимо убедиться, что вокруг ворот есть свободное пространство для отката полотна, а рельеф местности достаточно ровный. Если будет проводиться замена старых ворот, их осматривают, оценивая состояние опор. Прочные столбы сносить и заменять новыми не обязательно, их можно использовать для откатной конструкции. Далее, наступает черед земляных работ.

Установка ручки на калитку из профнастила

Правильно установить фурнитуру и, вместе с ней, врезной замок на калитку из профнастила, можно своими руками. Для такой калитки подойдут ручки разных форм: простые изогнутые или кованые фигурные.

Механический или электромеханический врезной замок часто продается с ручкой в комплекте. Если замок приобретался отдельно, то к нему остается лишь подобрать остальные составляющие подходящего стиля. Использование профнастила для изготовления распашных и откатных калиток и ворот популярно из-за множества положительных качеств этого материала.

В местах крепления, полотно следует тщательно обрабатывать специальными антикоррозийными средствами.

Установленный замок и ручка на калитку из профнастила Саморезы необходимо покупать специальные, предназначенные для профлиста. Вводить их следует в полотно калитки исключительно под прямым углом. Отверстия под саморезы и углубление под врезной замок следует делать по четкой линии разметки. Если антикоррозийных средств под руками нет, то места отверстий необходимо обработать лаком или краской по металлу. Для установки на калитку из профнастила стандартной фурнитуры и врезного замка понадобятся:

  • дрель;
  • особые саморезы;
  • антикоррозийное покрытие;
  • ручка и шурупы к ней;
  • врезной замок в полной комплектации;
  • мел или перманентный маркер;
  • строительный уровень;
  • ножовка по металлу или болгарка.

Большинство домашних умельцев, предпочитают фиксировать замковый механизм на воротах и калитках при помощи сварочного аппарата, а не шурупами.

Пример крепления ручки к калитке шурупами При всем удобстве такого варианта, он все же не рекомендуется для использования в работе с воротами из профнастила. Следует помнить, что непрофессиональное использование сварки часто оставляет после работы некрасивые швы на поверхности. Этапы установки ручки и врезного замка:

  1. На полотне створки необходимо разметить место, для того, чтобы установить ручку.
  2. В размеченных точках делаются отверстия под саморезы. Образовавшиеся при этом зазубрины необходимо аккуратно удалить.
  3. Саморезами ручку прикрепляют к полотну створки.
  4. Под замок, в точке установки, выпиливается паз прямоугольной формы. В этот паз устанавливается корпус устройства. Незакрепленный механизм очерчивается для уточнения точек отверстий для креплений.
  5. Если замок имеет в комплекте ручку, то отверстие для установки соединительного стержня просверливается на этом этапе. Именно на стержень в процессе работы и крепится ручка.
  6. Когда подготовлены отверстия для креплений, замок фиксируют в отверстии и закрепляют саморезами.

На калитку из профнастила, как и на кованые ворота, можно самостоятельно установить и накладные замки.

Чертежи, схемы, эскизы и конструкция откатных ворот

Любая конструкция требует тщательных расчетов. Откатные ворота ответственны во многих вопросах – свободный ход, допуск транспорта на территорию – следовательно, любая модель до строительства тщательно планируется на бумаге.

Ширина проема ворот

Рассчитывается параметр исходя из габаритов транспорта – учитываются не только легковые автомобили, но и грузовые. Так, Газель составляет 2,5 м, а КАМАЗ – 2,9 м. Но при этом следует учитывать угол заезда – 45 градусов. Следовательно, между столбами, удерживающими конструкцию и зеркалами авто должно оставаться расстояние не менее 30 см. Если учитывать особенности грунта в период межсезонья – машина может отклониться, забуксовать или скользить, то этот параметр увеличивают до 50 см. Окончательно ширина составит 5 м.

Длина полотна

Это совсем не то что длина проема ворот. Этот параметр увеличивают как минимум на 40% от всей ширины. Это нужно для того чтобы скрыть щель между полотном забора и воротами.

Высота ворот

Она имеет значение, несмотря на то, что практической роли не играет. Рассуждаем с точки зрения эстетики – следует рассчитывать створку ворот таким образом, чтобы она лежала в одинаковой плоскости с забором, иначе перепада высот неизбежны и некрасивы.

Например, тело забора из профлиста составляет 2 м. Высота ворот рассчитывается за вычетом параметров всех комплектующих – направляющего рельса, кареток с колесиками, удерживающего каркаса и прочей фурнитуры

Важно – учитывается зазор между грунтом и краем ворот. Он должен составить не менее 10–15 см

Чертеж

Схематично конструкция ворот очень проста. Основой служит силовая платформа из армированного бетона. Далее, между столбами-стойками устраивается каркас с уловителями сварной рамы ворот. Ну а к последней крепится профлист. На полотне фиксируется ручка или ворота снабжаются электрическим приводом для приведения в действие из дома.

Откатные ворота – как они работают

Закрывающее полотно передвигается на двух каретках с роликовым механизмом. Створку фиксируют верхние ролики. При откате ворот в сторону нижний улавливатель принимает конструкцию, уменьшая нагрузку на опору. Ворота в закрытом состоянии надежно удерживает верхний улавливатель.

Установка откатных ворот требует достаточного количества свободных метров. Размер ворот всегда больше ширины, отведенной под проем, он составляет 150 %. Например, если ширина проема 4 м, то длина ворот составит 6 м, соответственно для отката понадобится не менее 6 свободных метров вдоль забора. При рассмотрении варианта установки конструкции следует позаботиться о наличии достаточного количества места на участке.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий